Oct 04, 2008 22:52
1.1 Общий кругозор(оценка психосоциальной зрелости).
1.Сколько тебе лет?(желательно с месяцами).
2. Как зовут твоих родителей? (имя и отчество ).
3. Кем работает твоя мама(папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
5. Сколько тебе лет будет через год?(два)
6. У тебя есть брат или сестра? Кто старше?
7. Сейчас утро, вечер или день?
8. Что бывает раньше : обед или ужин?
9. Какое сейчас время года: весна, зима осень или лето? Почему ты так считаешь?
10. Что делают почтальон, врач, учитель?
11.. Покажи свой левый глаз и правое ухо? Зачем нужны глаза и уши?
12. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
13. Кто больше : корова или коза? Птица или пчелка?
14. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
8 вопросов . 7-6-высокий уровень
5-6-средний уровень
4-0-низкий уровень.
1.2 Способность устанавливать причинно-следственные связи.
Придумай окончание предложения:
1. Если в комнату принести кусок льда , то он …
2. Если поранишься, то…
3. Если ты хочешь что то купить, то…
4. Если сломалась машина, то…
5. Если на улице стало темнеть, то…
6. Если положить в чай очень много сахара ,то
7. Если на улице стало светлеть, то…
8. Если воду поставить на мороз, то …
9. Если бросить бумагу в костер, то…
10. Если пошел сильный дождь, а ты не смог нигде спрятаться, то…
1б.-точный причинный ответ
0.5б.- повторяющий фразу
0б.- неверный.
_____________________________________________________________________________
9-10-высокий ур., 6-8- средний ур.,-0-5-нирзкий ур.
2.1 Мотивационная готовность. Ответь на вопросы:
1. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?
2. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
3.Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
4. Как надо готовиться к школе?
5. Хочешь ли ты остаться в д.саду? А дома?
6.Кто бы ты хотел, чтобы тебя учил в школе? Учитель? Воспитатель? Мама?
7. В какой школе ты бы хотел учиться? Где считают, читают, пишут или где играют, поют, танцуют?
____________________________________________________________________________
1б.- учебный мотив, 0.5б.- игровой, 0б.-не знает.
6-7-высокий ур., 4-5-сред., 2-3-низкий.
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.
Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.
2.2 Подготовить два теста отдельно для мальчиков и девочек.
Тест состоит из девяти картинок , на которых изображена деятельность мальчика(девочки). Три картинки- игровая , три- трудовая, три- учебная (пишут, читает считает в школе ) . Рассмотри картинки и скажи, чем бы ты хотел заняться вместе с мальчиком? А еще что бы ты хотел делать? А еще?(три попытки)
____________________________________________________________________________
2-3 раза уч. д-ть.- высокий ур, 1р- сред. ур., 0- не выбрал уд.
3.1 Уровень развития интеллекта:
Сложить разрезанные картинки(три попытки) Как ты думаешь, что это была за картинка? Попробй ее сложить.
Мяч или шарик. от или маирешки, кувшин или ведро
Выс. ур.- сложил сам
Сред.- 1 спомощь
Низ.- 2 с пом.
3.2 Сенсорный эталон. Подготовить три карточки с эталонами.
В каждой карточке подготовить по пять рисунков, в основе которых лежат эталоны. 1й эталон: голова собаки, башмак, трактор, коляска, грузовой автомобиль. 2й эталон: кукла, морковь, утюг, желудь, пирамидка. 3й эталон: лукБ лампочка, неваляшка, груша, гитара, Перед ребенком лежат три карточки с эталонами, картинки перемешаны и перевернуты.
- Бери по 1й карточке , назови, что на ней изображено, а затем угадай, на какую из трех фигур она похожа?
_____________________________________________________________________________
14-15б.-выс.ур; 10-13-сред.ур, 5-9б.- низ.ур.
3.3 Способность детей выделять признаки в предметах.
Приготовить 2 группы фигур, красных и зеленых: большой и маленький круги , большой и маленький квадраты. Всего 8 шт. Перед ребенком выкладывается 8 фигур,
-Смотри, эти фигуры разных размеров : большие и маленькие, разных форм: круги и квадраты разных цветов . Я взяла самый большой зеленый квадрат, найди мне самую непохожую на него фигуру. (3 попытки)
_____________________________________________________________________________
в.-1 попытка по 2 признакам, 2 по трем.
С.- все попытки по 2м признакам.
Н.- все попытки по 1 пр.
4.1 Уровень развития речи.
1.Я буду говорить тебе слова . Ты должен назвать их одним словом.
2.Тарелка, стакан, миска, вилка, нож.
3.Рубашка, брюки, юбка, колготки, кепка.
4.Кроссовки, туфли, шлепанцы, валенки, тапочки.
5.Суп, каша, хлеб, пицца, печенье.
6.Одуванчик, роза, ромашка, колокольчик, незабудка.
7.Береза, липа, ель, сосна, вяз, дуб.
8.Стол, табуретка, кресло, кровать, диван.
9.Воробьи, голуби, вороны, гуси, синицы.
10.Караси, окуни, щуки, сомы, сельдь.
11.Ежевика, малина, клубника, черника, брусника.
12.Морковь, помидор, капуста, свекла, редис.
13.Яблоки, груши, сливы, апельсины, абрикосы, персики.
14.Танкисты, артеллеристы, десантники, кавалеристы.
15.Слесари, столяры, водители, плотники, сварщики, электрики.
_________________________________________________________________________________________________
1б.-сразу отвечает, 0.5б.- думает, 0б.- не ответил.
12-14-высокий ур., 9-11- сред., 0-8-низ.
4.2 Исключить четвертую лишнюю картинку. Подготовить 6 карточек с 4мя рисунками: школьные принадлежности- 3 картинки и игрушка, птица и животное, посуда и краски, мебель и мяч, столярные инструменты и карандаши, овощи и цветы, 1 из карточек- учебная. Какая картинка лишняя и почему?
1б.- понятный ур., 0.5б.- функциональный, 0- не отвеоил.
4-5б.-высокий ур.,2-3б.-сред., 0-2-низк.
4.3 Рассказ по картинкам (развитие речи)
3-4 картинки сюжетного рассказа раскладываются в беспорядке перед ребенком .Сочставь рассказ по картинкам и разложи их по порядку. Оценивается правильно понятый ответ , образность и эмоциональность, содержательность.
5.1 Уровень развития кратковременной слуховой памяти . Дается 4 предъявления. Каждое фиксируется.
Дом, хлеб, дождь, машина, боль, кукла, картинка, лес, пальто, сосна.
1е предъявление- 5-6 слов выс.ур.
1е прд.-3-4 слова- сред. ур.
1е пред.- 3 слова.
5.2 Мышление и речь. Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия "один - много", а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.
Инструкция. Психолог говорит ребенку: "Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу "игрушка", а ты мне должен ответить - "игрушки". Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:
книга лампа ручка
стол окно город
стул ухо брат
флаг ребенок
Если ребенок допускает ошибки в первых 2-х словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: "Игрушка - игрушки". Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):
книги лампы ручки
столы окна города
стулья уши братья
флаги ребята
На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.
Оценка результатов
3 балла - ребенок допустил не более двух ошибок;
2 балла - допущено от 3 до 6 ошибок;
1 балл - ребенок допустил более 7 ошибок.
Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.
Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл) нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.
5.3 Развитие моторики руки. Имитация написанного текста.
(Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)
Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.
Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: "Он ел суп". Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: "Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Но попробуй - не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также". Для каждого ребенка может быть приготовлен отдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всех детей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.
Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом
5блл - скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.
4 балла - предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.
3 балла - в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4-х букв.
2 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.
1 баллов - отдельные или сплошные "каракули", среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.
По результатам данной методики можно сделать следующие выводы. Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.
Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).
Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.
Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.
5.4 Развитие логического мышления.
№
Образец
Задание
Оценка
1.
Огурец: овощ
Гвоздика:сорняк, роса,садик,цветок,земля
2.
Огород: морковь
Сад, забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
3.
Учитель: ученик
Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства
4.
Цветок: ваза
Птица клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
5.
Перчатка: рука
Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6.
Темный: светлый
Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7.
Часы: время
Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач
8.
Машина: мотор
Лодка: река, маяк, парус, волна, берег
9.
Стол: скатерть
Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди
10.
Стул: деревянный
Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
Данная методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".
Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.
Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.
Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?" После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.
При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.
Оценка успешности выполнения заданий
1 балл - выполнение задания с первого предъявления; 0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.
Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е.Мастюковой, Л.Чупрова. Высокий уровень успешности -7 и более баллов, у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение".
Средний уровень - от 5 до 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в "зоне ближайшего развития". В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.
Низкий уровень - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.
Общая оценка по программе : ______________________________
Общий балл успешности по программе вычисляется как сумма баллов, полученных ребенком по всем методикам. Выделено три уровня готовности к школьному обучению:
высокий уровень - от 39 до 47 баллов
средний уровень - от 28 до 38 баллов
низкий уровень - от 17 до 27 баллов
Распределение результатов по уровням достаточно ориентировочно, однако позволяет школьному психологу, по крайней мере, охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть те или иные проблемы с обучением. Характер проблем может быть выявлен на основе анализа результатов диагностики по каждой из методик. Особое внимание полезно уделить детям как с высоким, так и с низким уровнем готовности: именно у них можно ожидать прежде всего снижения учебной мотивации. У первых - в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у вторых - из-за их сложности.
Дополнительные диагностические возможности. Психолог, наблюдая за поведением ребенка во время диагностической процедуры, может сделать ряд выводов об индивидуальных особенностях, учет которых необходим в целях индивидуализации обучения.
Социальная зрелость проявляется в понимании ребенком ситуации диагностики как достаточно важной, серьезной. Вместе с этим, важно, чтобы она не была для него сверхзначимой, опасной, страшной. Социальная зрелость проявляется и в отношении к самому факту поступления в школу, как к значимому событию, которое многое изменит в жизни ребенка.
Самосознание, самооценка. - Данная индивидуальная характеристика существенно влияет на успешность обучения в целом. Психолог может спросить ребенка, как он оценивает свои результаты: как успешные или неуспешные. Частая оценка своих результатов как успешных может свидетельствовать о завышенной самооценке, неверие же в свой успех - показатель заниженной самооценки.
Тревожность. - Проявляется в общей психологической напряженности в ситуации общения. Высокотревожные дети часто не решаются давать ответ, боясь ошибиться, долго обдумывают, иногда отказываются отвечать, даже если знают, что сказать. Как правило, внимательно слушают инструкции взрослого психолога, но не всегда их понимают из-за своего страха перед ситуацией.
Эмоциональная возбудимость. - Для детей с высокой эмоциональной возбудимостью характерны быстрая смена эмоций, быстрая эмоциональная реакция на сложившиеся обстоятельства. У них легко появляются как смех, так и слезы. Эмоции неустойчивы, не всегда адекватны причине, их вызвавшей.
Понимание контекста общения. - Важно, чтобы ребенок достаточно быстро включился в решение задачи, понимал инструкцию психолога, чувствовал разницу между попутными замечаниями и речью психолога в контексте задания. Психолог может пронаблюдать, в какой мере ребенок воспринимает помощь в процессе выполнения задания: как руководство к действию, как образец для выполнения, либо никак не воспринимает.
Утомляемость. - Полезно обратить внимание, через какое время после начала работы ребенок начинает отвлекаться, ему трудно становится слушать психолога, сосредоточиться па инструкции.
Таким образом, наблюдение этих и ряда других индивидуальных проявлений (таких, как самостоятельность, дружелюбие, общительность, агрессивность, упрямство) возможно в процессе диагностической процедуры. Эти данные отмечаются в протоколе обследования.
Тест на проверку уровня готовности ребен