Размышления биолога о смысле жизни :)
"Время не имеет значения. Важна только жизнь" ("Пятый элемент", Л.Бессон).
Биологическое предназначение всего живого известно - оставить плодовитое потомство. Выполнивший свою функцию организм умирает, уступая место племени младому, незнакомому. Бессмертие отдельных особей вполне возможно и реализовано на практике (раковые клетки), но оно несовместимо с сохранением жизни как явления, поэтому гены бесконечного деления, присутствующие в каждой живой клетке, в норме тщательно заблокированы. Грубо говоря, не хватит ресурсов размножающимся бессмертным особям. А пожертвовать размножением - значит исключить изменчивость, появление новых генетических комбинаций. В данном нам мире жизнь может сохраниться, только если она способна приспосабливаться, адаптироваться к непредсказуемо изменяющимся условиям среды. Это возможно за счет размножения, изменчивости, появления новых особей, эволюции. Т.о. размножение, сохранение и передача генетической информации - смысл существования отдельных организмов. Не дать исчезнуть своим генам. И все организмы - от простейших бактерий до млекопитающих - всего лишь транспортные оболочки для генов. И усложнение их организации - лишь попытка сделать транспортную систему более надежной, увеличить шансы сохранения генов не за счет плодовитости, а за счет выживаемости потомства (увеличение КПД, экономия вещества и энергии). Весь сложный организм существует только как ракета-носитель генов во времени. Все подчинено одной цели - донести гены до встречи с их половинкой, соединить половинки, создать новую жизнь - и либо за счет количества потомства, либо за счет его охраны и обучения достичь выживания достаточного числа особей и сделать все чтобы увеличить их шансы выполнить свое предназначение (донести гены до их половинки,....). Живое живет ради сохранения жизни как явления. Отдельные особи не важны. Важна только жизнь. И живые организмы не обладают свойством рефлексии, позволяющим им задуматься о смысле жизни. Представьте себе несчастное животное, задумавшееся о смысле его бренной жизни. Какую-нибудь бабочку, живущую несколько дней. Паука, которого съедают после оплодотворения... Каков смысл их жизни и каково им будет жить и выполнять свое предназначение, столь ясное для нас, зная его? Они его не знают, и жизнь дошла до нас.
Живое структурировано по уровням. Каждый уровень объединен в систему, цель каждого компонента которой - поддержание самой системы. Клетки объединены в организм, и их деятельность направлена не на самосохранение, а на поддержание жизни их системы - организма. Жизнь отдельной клетки не имеет значения. Они живут и умирают ради сохранения жизни вообще. Организмы так же объединены в системы, самая большая система - биосфера. Вся совокупность живых организмов, живая оболочка Земли живет за счет "правильного" поведения отдельных особей. Кто-то размножается, кто-то погибает, кто-то кого-то ест, все уравновешено и взаимозависимо. И все существует не ради себя. А ради сохранения биосферы. Жизни вообще. Как явления. И экологические катастрофы - это не гибель отдельных особей - это как раз нормальное повседневное явление. А это нарушение равновесия, угрожающее стабильности самой биосферы в целом. Ибо только это имеет значение. Жизнь вообще. Ибо пока она есть как явление, все обратимо. А когда ее нет - нет ничего. Живое живет ради жизни. И не знает смысла своей жизни. Потому что тот, какой он есть, для отдельной особи кажется отсутствующим. Смысл жизни отдельной особи? Да нет в ней никакого смысла :) Смысл есть только в существовании самой жизни как явления. С другой стороны смысл существования отдельной особи - в сохранении жизни как явления, и раз особь существует, значит смысл есть, иначе бы ее давно не было. И когда предназначение выполнено, особь погибает. В природе все рационально и никаких лишних затрат не позволяется. Если что-то есть, у него есть смысл и еще невыполненное предназначение. Система биосферы настолько сложна, что просчитать все взаимосвязи и вывести функцию отдельной особи и ее долю в сохранении жизни - невозможно. Есть ли в этом случае смысл раздумывать на эту тему? Скорее нет, это усложнит безотказно работающую систему.
Человек - существо биосоциальное. У него есть разум. Он способен к рефлексии и анализу. Он возмущается, когда ему сообщают, что смысл существования всего живого - оставить плодовитое потомство. И ВСЕ? Все ищут смысл своей жизни - не биологический, а социальный. Некоторые так сильно мучаются над этим вопросом, что приходят к выводу, что смысла нет. А поскольку такие люди считают себя центром вселенной, они доходят до вывода, что смысла нет вообще во всем. В мире. В жизни. Во вселенной. Иногда эта агрессия против жизни как явления приходит к своему логическому завершению - лишению жизни себя или других.
Есть биологическая гипотеза, что разум дан человеку в эволюции как новый механизм, опять же увеличивающий надежность системы и ее выживаемость. Длинный период детства (когда биологическая функция еще невозможна), длинный период старости (когда биологическая функция уже невозможна) - большую часть своей жизни человек не выполняет биологического предназначения, и при этом живет. Накапливает жизненный опыт. Передает его не только своему потомству, но и всему человечеству - обучение, причем на многие века вперед - книги, искусство. Жизненный опыт особи благодаря разуму, творчеству, желанию оставить "след" в истории - сохраняется для всего человечества - и увеличивает его шансы на выживание. Жизни человека не хватило бы, чтобы на своем опыте достичь всех знаний, которые ему сейчас просто передаются в готовом виде - в школе, от родителей, из книг. Зачем все это? Зачем? Что это дает? Может быть то, что разумный, образованный человек, анализируя опыт войн, начинает понимать важность сохранения мира? Может быть то, что разумный, образованный человек, анализируя экологические процессы, начинает понимать важность "Охраны окружающей среды"? Может быть то, что разумный, образованный человек, изучая свое развитие и физиологию, начинает понимать свое место и роль в рождении и смерти других людей - и задумывается о дозволенности абортов и эвтаназии? Может быть то, что разумный, образованный человек, научившийся вмешиваться в генетику и умеющий создавать и изменять жизнь в пробирке, начинает понимать опасность этого вмешательства, сознательно себя останавливает и запрещает эксперименты с генетикой человека? Может быть то, что разумный, образованный человек способен осмыслить все глобально и написать великую книгу или прочесть проповедь - и каким-то людям это спасет жизнь. А все это понимание важности направлено на что, кроме сохранения жизни как явления?
Человек - единственное существо, которое может поддерживать жизнь на Земле как явление - не только за счет своей половой системы, но и за счет своего разума. А это на порядок эффективнее. Но пока человек ставит в центр вселенной себя лично, он смысла не видит. Потому что пока он ставит в центр вселенной себя, он и смысл ищет для себя... Очень эффективная и сложная, но все же транспортная система по передаче генов во времени, ходит и ломает голову - в чем смысл ее жизни :))) Как та бабочка. Почему жизнь дошла до нас? Может потому, что не имея разума, животные и растения не занимались мыслями о себе любимых, а просто жили здесь и сейчас, делая то, что должны делать в настоящий момент? И не думали, что они могут сделать и нужны ли они кому-нибудь, и зачем они живут. Потому что их попытка осмыслить эти вопросы была бы смешна по сравнению с истинным замыслом. Потому что раз они есть, значит они нужны и значит кому-то это нужно. И не им задумываться о механизмах - "как это работает". На эту тему есть замечательная притча:
- Разве можно жить, не зная, зачем люди живут?
- Однажды ты, великий хан, послал гонца к соседнему хану Ибрагиму. Дал ему письмо, как следует перевязав шёлковым шнурком и припечатав своим перстнем. И велел гонцу: «Не останавливаясь, лети к хану Ибрагиму и отдай ему это письмо». Дело было под ночь. Полетел гонец через скалы, через ущелья, по таким тропинкам, по которым и туру проскакать только днём. Ветер горный, ледяной, свистал ему в уши, рвал на нём одежду. И ни на мгновенье ока нельзя было выпустить лука из рук: вдруг выскочат разбойники. И на каждый куст надо было смотреть в оба: не сидит ли засада. И спросил себя гонец: «Хотел бы я знать, что ж такое пишет хан Аббас хану Ибрагиму, что заставляет ночью, в стужу, среди опасностей лететь над пропастями человека?» Остановился гонец, разжёг огонь, сломал твою ханскую печать, разорвал шёлковый шнурок и прочёл письмо. Что теперь было делать гонцу? К хану Ибрагиму нельзя привезти прочитанного письма без шнурка и без печати. И к тебе вернуться нельзя: как мог сломать печать и открыть письмо? Да ещё вдобавок, - рассмеялся Сефардин, - прочитав письмо, гонец в нём ничего не понял. Потому что писал ты, хан, Ибрагиму о ваших с ним делах, гонцу совсем неизвестных. Дал тебе Аллах жизнь нести - неси. Аллах умнее самых мудрых. Он знает зачем. А мы, если бы и узнали, может, всё равно не поняли бы. Это дело Аллаха.
Но если ты все-таки человек разумный и не задумываться не можешь - ты найдешь смысл, если только на минуту поставишь в центр внимания не себя. Каждый момент нашей жизни мы что-то создаем. Для других людей, для жизни вообще. Нас сводят с другими людьми, кто-то каждый момент получает от нас взгляд, слово, мысли, эмоции, действия. И пока ты занят размышлениями о глобальном смысле жизни, ты влияешь на все, что тебя окружает, на все, с чем соприкасаешься мыслями, ты создаешь вокруг себя слой жизни, который и видишь. Что происходит в твоем слое? Что ты создал прямо сейчас? Кому стало теплее от твоих проявлений прямо сейчас? А как стало? А зачем? А может быть вся жизнь человека была оправдана его последней минутой, которой какой-то другой человек стал свидетелем, и это повлияло на всю его жизнь, изменило мировоззрение, а это в свою очередь повлияло на тысячи других людей... Кто знает. Невинные жертвы, больные дети, выкидыши, аборты, тяжелые болезни - если не ставить в центр внимания отдельного человека и не воспринимать это как незаслуженную кару - какие эмоции это вызывает в тебе? Какие мысли? Какие последствия? А если бы этого не было? Только жизнь имеет значение. Сколько детей должно было погибнуть, чтобы в один прекрасный день одна девушка, увидев в интернете фотографию абортированного плода, сохранила человеческую жизнь. Был ли смысл в их жизни? Человечество - единая система, все взаимосвязаны, смысл существования отдельных элементов системы - только в поддержании самой системы. Ничто не имеет значения. Важна только Жизнь. И постепенно человечество приходит к мыслям о неприемлемости абортов, эвтаназии, смертной казни, уничтожения "ненужных" эмбрионов после ЭКО - ибо кто сказал, что смысл имеет только дееспособная, здоровая, законопослушная жизнь? А что если поставить в центр внимания не себя? А что если смысл тебе недоступен? А что если не ты хозяин жизни людей, даже своих детей, даже своей? Сначала эти мысли доходят до религиозных умов, потому что они по образу своего мышления умеют ставить в центр внимания не себя. Но постепенно все человечество пропитывается этими - пусть пока не действиями - но уже мыслями. Потому что человеческое сердце инстинктивно тянется к тому, что дает, а не отбирает жизнь. Потому что только Жизнь имеет значение.
Если ты живешь, значит свое предназначение ты еще до конца не выполнил. Значит ты кому-то нужен. И может быть не в том качестве, о котором ты мечтаешь и тоскуешь. Может ты нужен какому-то случайному прохожему, который встретится тебе через несколько лет, и которому выражение твоего лица изменит жизнь. Такие вещи всегда происходят внезапно и непредсказуемо. Кто знает, кого к кому подтолкнут и сделают решающим фактором в принятии решения. Смысл жизни - в самой жизни. Для человека - это так много - полноценная жизнь здесь и сейчас. И сколько проблем от того, что он пытается жить вчера или завтра, теряя сегодня в тоске, нервах, усталости, обвинениях, неверии, отчаянии, обидах, ненависти, упрямстве, унынии. Не зря уныние считается одним из тяжелых грехов. Лучшее лекарство от всего этого зла - сменить интерпретацию, вывести себя из центра внимания, перестать зацикливаться на себе. И начать просто жить здесь и сейчас - полноценно. Ради самой жизни.
myriamm