Оказывается химические карандаши, прочитала здесь, правильно надо называть - копировальные и производство таких карандашей было в конце концов прекращено из-за массового производства шариковых ручек. Карандаш заменял при случае ручку, писал как бы чернилами. Зачем же тогда он, когда столько ручек. И химический карандаш стал не нужен.
А у мамы химический карандаш проверял натуральность и вообще правильность мёда.
Да, способ был такой: надо провести по поверхности мёда химическим карандашом. Если черта синяя начинает расплываться, то мёд неправильный, подделка.
Вот здесь, сейчас нашла, написано, что это бред -
http://bdgoloforum.bbflash.net/t441-topicНаверное, бред.
Только суть проверки была, как помню, не в посинении черты, проведенной по поверхности мёда карандашом, как здесь написано - понятно же, что в любой "сырой" среде линия станет чернильная - а в том, что черта расплывается, становится как бы рыхлой или не расплывается.
Такой способ поверки мёда был у нас в городе, по-видимому, популярен.
На рынке у мамы выпрашивали карандаш. Мама говорила, что это последний карандаш, теперь негде взять, как бы его сохранить, переживала.
Мамин химический карандаш лежит у нас в коробочке.
Про химический карандаш у Иличевского в «Персе» прочитала.
Там был верблюд, по которому химическим карандашом были написаны стихи Хлебникова. Поэтические строчки «дышали, плыли, волновались, по мере вставания с колен, встряхивания горба, при беге» верблюда:
тело - кружево изнанка;
мы в свободной земле свободные люди;
о Азия! Тобой себя я мучу.
Как девы брови, постигаю тучу...