мемуарный роман

Nov 20, 2011 23:29

Пять лет назад, когда начала здесь писать (почти пять лет назад) как раз прочитала книгу Леонида Зорина «Авансцена: Мемуарный роман» (М.: СЛОВО, 1997. - 526с.).
Книга мне понравилась.
Помню, что не всем здесь моим друзьям нравился автор.

Кое-что оттуда:

"Я не умею создавать, зато я умею обнаруживать" (В. Шкловский).

Надо сознаться, эта весна, взошедшая на обломках судеб, была моей счастливой порой.

О Сталине
...Этот неопределимый голос, даже и не поймешь какой - не то что высокий, но и не низкий, эту им найденную манеру вещать банальности как откровения.

Блестящая формула Шарля де Голля: "Не нужно вечно решать проблемы, нужно уметь с ними жить".

…Лобанов заговорил о пошлости:
- Свойство, насыщенное агрессией. Добродушная пошлость скорее - глупость. А настоящая пошлость зла и наступательна в каждой мелочи.

…мы тогда еще находились … "в последнем приступе нашей молодости".



Об Урбанском
Это была незаурядная и впечатляющая натура. Его человеческая одаренность, возможно, даже была крупней его актерского дарования… Почти совершенный образ силы. … Не было сладкой самоуспокоенности, счастья романа с самим собой. Была угнетающая забота, неутолимый непокой. …Но был он не стрелком, а мишенью. …"Урбанский погиб! На съемке!" Я ужаснулся, но не удивился - будто предчувствовал эту весть.

…чувство мгновенности, приговоренности всякого счастья. Даже и в устойчивой жизни недолго оно гостит в твоем доме, а если ты в ней залетный гость?

Писатель умирает не от яда и не от пули, не от пьянства, а прежде всего от отсутствия воздуха (сказал А.Белинков).

О В.Аксенове
Он ощущал манеру общения как эстетическую категорию, она была экономна изящной, ненавязчивой и вместе с тем притягательной - он сразу был и собеседник, и зрелище.

О Науме Коржавине
…он повторял так часто: "Я теряюсь, когда меня ненавидят".

Про М. Ульянова
И словно свыше был одарен редким инстинктом соразмерности. Одно удовольствие было слышать, как излагает он свои мысли и как расходует свои чувства. Ни лишнего слова, ни лишней вспышки. Скорей не договорит и зажмется. Можно только гадать, откуда взялось в сибирском мальчике из крохотного города Тара такая англосаксонская сдержанность. В ней не было вызова и надменности - врожденная душевная грация.

О Ролане Быкове
В моей комнате на почетном месте висит застекленная фотография. Гость, который приходит впервые, редко не обратит внимания. Я уже знаю, что он скажет:
- Откуда вы его пересняли? Не помню я этого портрета. Просто замечательный Пушкин.
- Да, - соглашаюсь я, - замечательный.
Это портрет Ролана Быкова в его лучшей, так и не сыгранной роли.

Слова Маршака о делении русской литературы на усатых и бородатых. "Усатые - Лермонтов, Денис Давыдов - заботятся прежде всего о чести, а бородатые - Толстой или Чехов - о совести".

сталинизм, персона, театр, пушкин, книги

Previous post Next post
Up