Посмотрела "Меланхолию" Ларса фон Триера. В кинотеатре.
В почти пустом зале - около десяти зрителей.
Фильм с титрами, что нисколько не мешало, а даже наоборот.
Да, фильм на меня произвёл сильное впечатление.
Понравился, если в общем.
Попытаюсь чуть разобраться.
1. Фильм как всякий текст ("текст") можно оценивать в связи с другими текстами (фильмами) автора, т.е. Ларса фон Триера: где и что повторяет, как развивается или не развивается, на чём, как и прежде, настаивает или не настаивает и т.д.
Мне лично это менее интересно, потому что в целом творчество Триера оценивать не могу, не знаю всех его фильмов, хотя то, что смотрела (и "Меланхолия") точно для меня фильмы одного человека - Ларса фон Триера. В "Меланхолии" я его узнаю!
2. К фильму могло бы быть посвящение типа "Памяти Андрея Тарковского" или "Посвящается Андрею Тарковскому", потому что для меня абсолютна здесь перекличка или диалог с "Зеркалом" и "Жертвоприношением": цитаты, сходство культурологического контекста и его визуализация в живописных знаковых образах, сюжетная перекличка и т.д.
3. Это кино. Киноискусство. Когда сюжет и все его уровни, пласты, подтексты и смыслы, из него извлекаемые, развиваются, разрешаются по возможности визуально, кинематографически, т.е. когда в кадр вглядываешься, боясь что-то пропустить, потому что так хорош, а он в свою очередь тебя втягивает, вбирает, завораживает, держит.
4. Сюжет - конец света. Планета Меланхолия, которая либо пролетит, либо столкнётся вот-вот с Землей.
Особо чувствующие связь с Космосом - такие есть?
И Джастина физически эту вдруг прибавившуюся силу тяготения ощущает как вязкость, как что-то давящее чрезмерно, душевно и физически как наваливающаяся дрёма, забытье, сон, в который вот-вот и провалится героиня. Это настолько сильно передано. Героиня Кирстен Данст это показывает так, что я буквально физически почти была раздавлена, уподоблена состоянию героини.
Вот только что двое были счастливее всех, а остальные в ожидании события...
Но через секунду может всё поменяться. Обрушиться на Землю как Меланхолия. В каждом мгновении возможность абсурда или космически холодной и страшной логичности конца.
5. Конечно же, всё это есть и грандиознейшая метафора.
А еще как можно в безумие впасть от ожидания катастрофы. Нарастающее безумие как вирус.
Но держаться друг друга. И буквально - за руки. Не отпускать руки.
6. А еще этот взгляд на небо - "звёздное небо над нами..." Невзначай. Привычно. Вдруг заметить, что что-то не так. Катастрофа.
Мне почему-то вспомнился Сигизмунд Кржижановский, его рассказ "Бог умер".
7. Прекрасные актёры. Кристен Данст - сложнейшая роль!
Обе Шарлотты достойны самых высоких похвал.
Кифер Сазерленд тоже не плох. Так изменился! Из такого крепкого и простоватого парня к 44 годам превратился в интеллигента-неврастеника (еще удивительное сходство с нашим президентом).
8. По стилистике и по колориту фильм меня заставлял всё время вспоминать Магритта.
Я до сих пор в таком состоянии потрясения - всё снова и снова прокручивается в голове...