Oct 14, 2007 15:41
"Дядя Ваня" А. Кончаловского по "Культуре" - к юбилейной дате Кончаловского или Мирошниченко? Наверное, Мирошниченко. К юбилею Кончаловского показывали, кажется, "Дворянское гнездо" и "Асю, ...которая не вышла замуж".
Давно не пересматривала. Вчерашнее впечатление - нет, что-то не то, рассыпается фильм, все время такое ощущение, что режиссер что-то хочет такое-этакое придумать и что текст, Чехов, ему не совсем и интересен. С фотографиями, которые разглядывает Астров - реальными фотографиями Чехова-врача, ведущего прием своих больных в Мелехово - придумано неплохо, но не более того - для фильма в целом эпизод не работает, сам по себе, может он и хорош, но как прием он слишком демонстративен, неорганичен целому и ...слишком понятен, смысловой глубины в этом приеме нет.
Смоктуновский (дядя Ваня) замечателен. Соня Ирины Купченко тоже. Хотя необходимо усилие, чтобы поверить в некрасивость Сони, которая для всех чеховских персонажей очевидна, но не очевидна для зрителей, которые видят очень симпатичную Ирину Купченко. (Меня всегда поражало, почему некрасивого у Чехова Тузенбаха чаще всего играют красивые актеры, иногда, если не красавцы, то мужчины с бездной обаяния, с шармом, харизмой, в конце концов.)
И Зельдин хорош, и Мирошниченко в общем убедительна, я во всяком случае принимаю ее.
Но Астров, Астров?! У Сергея Бондарчука фактурно всё замечательно, но манера игры странно слезливая, глаза все время на мокром месте , роскошный мужчина, который вот-вот расплачется, размазня какой-то (так слезливо он играет почти всегда). Совсем не нравится. По-моему, просто неудача фильма.
А все равно хорошо, что показали "Дядю Ваню". В принципе могу по Чехову смотреть всё - интересен сам процесс прилаживания к чеховскому тексту, к его героям вот этих актеров, вот этого режиссера с его видением, стилем, и т.д. Чехов-то бессмертен, а каждая его интерпретация смертна, она уже поэтому не может посягнуть на честь и достоинство Антона Павловича.
Как всё же расставались люди, живущие в России в позапрошлом веке (огромные пространства и время на их пересечения): прощайте! уж больше не увидимся. Попробуйте, попрощайтесь так сегодня, это вызовет соответствующую реакцию: боже! что ты такое говоришь! увидимся, непременно увидимся! (и страх в глазах, что и правда, должно быть, не увидимся, но зачем об этом говорить?!).
После того, как в детстве узнала о Сталине и сталинских ужасах, всегда ловлю себя на мысли, глядя на чеховских героев на сцене ли, на экране ли, что хорошо бы все они умерли до семнадцатого года, чтоб не дано им было узнать...
сталинизм,
фильмы,
литература,
смоктуновский,
чехов