«Седьмого июля 1857 года в Люцерне перед отелем Швейцергофом, в котором останавливаются самые богатые люди, странствующий нищий певец в продолжение получаса пел песни и играл на гитаре. Около ста человек слушало его. Певец три раза просил всех дать ему что-нибудь. Ни один человек не дал ему ничего, и многие смеялись над ним».
Это не выдумка, а факт положительный, который могут исследовать те, которые хотят, у постоянных жителей Швейцергофа, справившись по газетам, кто были иностранцы, занимавшие Швейцергоф 7 июля.
Вот событие, которое историки нашего времени должны записать огненными неизгладимыми буквами. Это событие значительнее, серьезнее и имеет глубочайший смысл, чем факты, записываемые в газетах и историях. Нравоучительность "по случаю" не лучше безнравственности.
Толстой, осудивший богатых, не лучше их.
Было бы куда прекраснее, если бы он просто описал то свое возвышенное состояние, в которое привела его музыка этого музыканта. И от сердца дал бы ему денег, без обязательных и унизительных для обоих назидательных расспросов в дорогом ресторане на виду у лакеев и богатеев. Просто дал бы сколько не жалко, потому что музыка тронула. Если, конечно, его тронула именно музыка, а не картинка нищего на фоне богатых.
Что толку в милостыне, брошенной в переходе плохому музыканту из побуждения жалости, а не из восхищения его талантом?
Такая милостыня не сделает его музыку лучше.
Не изменит жизнь берущего или дающего.
Она лишь способствует, вероятно, чтобы музыкой прикрывались для выпивки.
Это умножает выпивку, убивая музыку.
Именно потому в Европе на улицах так мало плохих музыкантов, что им никто не бросает денег. Там платят именно за музыку, а не из жалости. Если бы у нас за плохое исполнение тоже не платили, то халтурщики и халявщики ушли бы из переходов на паперть к нищим, а в переходах бы, возможно, со временем появились бы хорошие музыканты из Европы (почему бы и не помечтать-то?).
Рассказ неплох.
Позволяет о многом задуматься.