ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО (ПО Ф. ТЁННИСУ)

Apr 29, 2014 15:59



"Одно из наиболее важных исследований противоположности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Тённисом (1855-1936). Он ввел термины `гемайншафт` (Gemeinschaft) и `гезельшафт` (Gesellschaft) (они переводятся как `община` и `общество`), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин `гемайншафт` относится к сельской общине, а термин `гезельшафт` - к городскому индустриальному обществу. Основные различия между `гемайншафт` и `гезельшафт` Н. Смелзер описывает следующим образом.

1.Если говорить об индивидуальной мотивации, `гемайншафт` стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например, крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа `гезельшафт`основано на рациональном осуществлении личных интересов; индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2.В сфере социального контроля общество типа `гемайншафт` придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как `гезельшафт` естьобщество, основанное на формальном праве.

3.В области разделения труда общество типа `гемайншафт` отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа `гезельшафт` характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

4.В обществе типа `гемайншафт` культура формируется на основе религиозных ценностей, а в `гезельшафт` - на светских.

5.Главными социальными институтами в `гемайншафт` являются семья, соседи и община; в `гезельшафт` складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Дихотомия Тенниса подверглась критике за чрезмерное упрощение. Во-первых, общества типа `гемайншафт` тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других индустриальных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы `гемайншафт` и `гезельшафт`.

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу."

Оставлю это здесь. Ибо очень актуально нынче, когда рационализм борется с религиозностью.

украина, политика, общество, германия, война

Previous post Next post
Up