Еще один художник, с которым нас познакомила Падуя.
Тоже странный и тоже в некотором смысле богемный. Когда мы изможденно брели по залам музея, тамошний смотритель буквально остановил нас перед его работами и настойчиво стал что-то объяснять на итальянском языке. Пришлось всмотреться. И мы об этом не пожалели. )
Жил Фаустино Бокки в 17 веке, когда заказы в основном были церковные. И он тоже, конечно, писал на религиозные темы. Нарисовал двух святых и несколько религиозных сцен из разрушенной церкви делла Пьета ди Брешия, а также небольшие квадратные картины с историями из жития св. Бенедикта. Все в классическом стиле, но в тёмных и тяжелых тонах. Найденные в 1980х годах платежные документы свидетельствуют, что как религиозный художник Бокки не пользовался большим спросом. Платили ему совсем немного.
Зато он любил пофилософствовать под игру на арфе, на которой и сам довольно сносно играл. И вел достаточно сибаритскую жизнь по тем временам.
Родился Бокки в славном городке Брешия, втором по величение городе Ломбардии. В древности она называлась Brixia и была столицей ценоманов. Жители были союзниками римлян, когда Ганнибал перешёл Альпы и начал с ними войну. Лангобарды, потом Карл Великий и франки, Немецкая империя и местные князья попеременно вступали в обладание Брешией. Потом она побывала под властью Висконти, затем Венеции, а потом и Габсбурги сделали из нее своб крепость. На момент жизни Фаустино Бокки город оказался на стороне Савойской династии.
То есть, этот городок всегда был лакомым кусочком. Недавно там построили метро аж с 17 станциями. Но мы отвлеклись от главного героя повествования.
Из своей родной Брешии по одним сведениям Фаустино Бокки никогда никуда не выезжал, а по другим он некоторое время работал при флорентийском дворе, конечно уже во времена упадка Флоренции, но аромат прежней изысканности еще долго витал над Флоренцией, да и теперь все еще не развеялся.
Итак, церковь этого художника не слишком ценила. Но вот богатая буржуазия была в восторге от его сюжетов. Дело в том, что еще задолго до того, как Джонатан Свифт написал своего "Гулливера", Бокки уже вовсю рисовал лилипутов. Вероятно, вдохновлялся он работами Босха, гравюры которого были популярны в 17 веке. Или карикатурами его флорентийского предшественника Баччо дель Бьянко, с которыми мог познакомиться у своего современника Пьера Леоне Гецци. Или сатирическими гравюрами Жака Калло.
Как бы то ни было, но Бокки создал свой собственный жанр, где лилипуты были изображены в самых смешных и фантастических сюжетах. Как это всегда бывает с богемными художниками большая часть картин Бокки находится в частных собраниях. Их полный каталог не составлен до сих пор, известно лишь, что их более семидесяти.
Произведения Фаустино Бокки можно увидеть в Галерее Питти во Флоренции (три работы), в Пинакотеке Тозио Мартиненго в Брешии (две картины), в Музее Брено (одна работа), в Дирекции галерей Милана (шесть картин на разные темы), в Городском музее Падуи (четыре холста, которые мы и видели), в ГМИИ им. Пушкина, Москва ("Аллегория Вкуса", "Аллегория Слуха"), в Национальном музее, Варшава (четыре картины) и на каких-то временных выставках из частных коллекций.
Вот одна из его картин в достаточном разрешении, потому что смотреть его в маленьком виде бессмысленно. Называется она "Нападение креветки" или "Нападение краба" (в зависимости от перевода). Ее мы видели в Падуе.
Еще одна работа. "Прибытие супруги" (из частной коллекции)
Не правда ли, очень интересный и занятный художник? )