Иногда, "очень иногда", заглядываю на сайт "Ведомостей", ещё реже делаю перепосты. Иногда приходится удивляться тому, как же попадают на страницы этого издания некоторые статьи, например, вот такая о выборе профессии (внимание! статья подписана независимым обозревателем, так что желающие заметить его в знании предметной области, встанут в тупик). Итак:
Аттестат зрелости: Желанная работаСтуденты медицинских институтов, журфаков, психфаков обычно знают, кем они хотят стать после университета, еще до подачи документов в вуз. А вот для тех, кто идет учиться на факультет экономики, гораздо больше похожий на американский колледж, изначально цель в большинстве случаев выглядит туманно. «Хочу работать в иностранной компании» или «хочу работать в банке». Банки, они ведь большие, кто-то продает продукты, кто-то сидит в бэк-офисе, кто-то следит за рисками, кто-то торгует акциями и т. д. Все это довольно разные профессии. А есть еще страховые или, например, аудиторские компании, о сути работы которых школьник знает мало.
Существует также категория факультетов и вузов, в которых многие студенты знают, чем бы они хотели заниматься, еще при поступлении, но уже к середине обучения большинство осознает, что миссия невыполнима. Мой любимый пример - это мехмат МГУ. С какой стороны ни посмотри, но стране не нужно 400 чистых математиков в год. А ведь есть еще очень хорошие математические факультеты как минимум в трех российских университетах. Даже среди самых хорошо обученных и высококвалифицированных инженеров полно людей, идущих работать не по специальности. В городе с самым большим числом студентов - Москве, учитывая абсолютную немобильность населения, этот процент будет запредельным.
Я уверен, что студент, оставшийся после пятого курса без работы, - это явная неудача университета. Иначе как провалом нельзя назвать и ситуацию, при которой значительная часть выпускников института идет работать на неинтересную или нежеланную работу.
Поэтому российские университеты должны в корне пересмотреть свое отношение к карьерным службам и центрам карьеры. Эта часть работы остается для институтского начальства далеко не главным приоритетом. Лучше всего брать пример с организации служб карьеры в бизнес-школах, поскольку для них востребованность студентов - один из ключевых показателей успеха. Там службы выполняют три ключевые функции.
Во-первых, информирование дезориентированных студентов. На сайте любой бизнес-школы есть полная информация о результатах рекрутинга за прошлые годы - сколько денег получают студенты в разрезе индустрии, сколько студентов наняла та или иная компания. Еще более важная часть работы по информированию студентов - это рассказ о возможных работодателях. Что значит работать в той или иной индустрии, какие перспективы у сотрудников. Обязательно участие бывших выпускников в этом процессе (тем более что многие из них будут рады поучаствовать).
Во-вторых, это подготовка к интервью и помощь в написании резюме. Кто-то должен объяснить человеку, до сих пор нигде не работавшему, как себя представить. Это кажется тривиальным, но достаточно разок увидеть резюме на трех страницах с рассказом о родителях, чтобы понять, насколько правила игры могут быть неочевидны.
В-третьих, карьерная служба должна приглашать заинтересованные в студентах компании на кампус.
Конечно, организация правильного карьерного центра стоит денег. Но эти инвестиции окупятся - у меня в этом нет никаких сомнений..
ссылкаЭта статья в блогах[
?]
n-fury Думаю, для начала всем, кто имеет отношение к обучению, нужно задаться вопросом "Что умеет студент после окончания ВУЗа?", "Что нужно уметь и знать студенту после окончания ВУЗа для занятия конкретных вакансий?". Если честно подойти к ответам, то и пургу гнать не надо будет, не так ли?