Образование уходит из моего блога

Oct 01, 2011 12:19

Ну, вот, и закончился сентябрь. Время волнений. Сначала мы учимся, потом мы кого-то водим учиться, в итоге - жутко много лет сентябрь для нас - это начало чего-то. Переживаний, затрат и т.п., и т.д. Да и новый деловой сезон тоже в это время начинается. В общем, новый год во многих отношениях. Чем, собственно, сентябрь и являлся на протяжении многих-многих столетий. Но первый Император из Дома Романовых взял, да перенес начало нового года на практически бессмысленную дату - 1 января. Но, не смотря на это, сентябрь всё равно начинает новый год.

И на фоне этого сентябрьского учебно-нового хочу написать, наконец-то, пару прощальных слов образованию. Какой-то период времени блог был посвящен не только информационным технологиям и бизнесу, но и сфере образования. Соответственно появлялись часто записи. А всё потому, что я, помимо всего прочего, работал в сфере образования, так сказать Родине что-то отдавал. Не уверен, что это был долг, и что мне было чем делиться, скорее отдавал ей всё, что было. А занесло меня в эту сферу... наверное, много обстоятельств и причин, которые даже и не вспомнить, и не перечислить. Например, тошнота от того образования, которое получил (это чувство разделяли практически все, с кем учился). Очень хотелось что-то исправить. И я начал работать. За несколько лет адских трудов сделал вывод, что о высшем, дополнительном и бизнес образовании я знаю всё, или почти всё. Знаю как создается обучение, как привлекать на учебу (="продавать"), как и чему обучать учащих, мотивировать, приводить партнеров и спонсоров, и т.п., и т.д. (в общем, как создавать что-то и сохранять достигнутое). И не важно, классическая это дисциплина в ВУЗе, или тренинг, маленький курс или МВА. Исключениями стали только коррупционные схемы, а им нет числа. Они везде есть, но не в таком же количестве... Работал практически во всех сферах образования, как по уровню обучения (от среднего школьного до премиум-сегмента в бизнес-образовании), так и по сфере (от абстрактно гуманитарной до непроглядно технической). И... и ушел. Год назад.

Почему? А не нужны эти компетенции. Никому. Прежде всего, ничего не надо живого администрациям и преподавательскому составу. Ни обучения, ни проектов. Нигде. В разных местах работал, и картина почти везде одна, исключения очень мимолетные и быстро исчезающие. Да и неудивительно, высшее образование - это царство мертвых. Да, там царствуют мертвые люди. Такое у меня сложилось впечатление. Какие-то попытки что-то сделать, изменить я время от времени описывал в блоге (кое-что удавалось сделать, адским трудом, но удавалось, кто работал с бюджетниками - поймут, о чем речь). В сфере бизнес-образования, на фоне откровенного шарлатанства, все же можно найти что-то приличное и полезное. Но кризис эту сферу смыл, практически. И показал нежизнеспособность бизнесов тех, кто учил как вести бизнес!

Ну, а во-вторых, ничего не нужно тем, кто числится студентами. И это состояние, в которое их приводят в ВУЗе уже через год обучения, а то и раньше. На первом курсе можно дать правильные установки, замотивировать и как бы растить специалистов, отличных или хотя бы хороших. Но... этого не происходит. Деморализуют и демотивируют студентов после первого же полугодия очень быстро. И интерес к учебе быстро уходит. Как итог - никто по специальности работать даже не собирается, а к концу обучения учащаяся масса даже не знает, чего хочет. Во всяком случае, не учиться, и не готовиться к чему-то. Все уверены, что будут чему-то обучаться с нуля, переучиваться. И это обычное дело. У нас же страна самоучек. Собственно, факты.

Ну и, собственно, зачем эту массу обучать? В ВУЗы готовы были придти очень и очень классные специалисты, поделиться опытом (бесплатно провести пару занятий и т.п.), но.. я с сожалением им не давал согласия. Пару раз приглашал (а чтобы люди захотели придти в ВУЗ, это тоже масса работы), но было понятно, что это не то, что никто ни просто не ценит такие возможности, это просто никому не нужно. Если специалисты будущие готовятся работать по специальности, логично, что они будут рады всему и всем. Но... так не бывает, во всяком случае, на старших курсах. В процессе общения с администрациями разных ВУЗов, разных факультетов, у меня сложилось впечатление, что более или менее цельные специалисты учатся только на экономических и математических факультетах. Они собираются работать в той сфере, к которой относится их специальность.

Даже и на этих факультетах на старших курсах студенты, понимают, что их учат теории, а практиков среди преподавателей нет. И места им нет. Администрация любого факультета или кафедры не просто ревносто-завистливо отнесется к практику, но и не даст ему работать в большинстве случаев.

В общем, кадры решают всё. Кто-то из френдов рассказывал удивительную историю про один дальневосточный университет, в руководство которого пришли молодые, сильные, энергичные, с опытом работы в бизнесе, люди. Сменили команду, и сделали ВУЗ практически блестящим. Но, как говорится, хорошо там, где нас нет. Зато порадоваться за кого-то можно. Моё мнение - если адекватная администрация, то можно всё сделать, всего добиться, и из любых студентов сделать специалистов. Кое-какеры учиться не захотят, и уйдут, держать их не будут. Мне как-то предлагали выпускающую кафедру возглавить (хотя заведующий кафедрой, которому до 30 ещё весьма далеко, не вполне обычное явление), но с администрацией факультета просто не о чем говорить. Лишь бы что-то отметить (праздник, там, или встречу, или ещё что), а действовать - строго в рамках того, что обязаны (вернее, то, что все считают обязанностями и как бы спрашивают), но только не реализовывать свои права и возможности! Да, свободу ВУЗы используют для того, чтобы ничего не делать. Встречал, и правды ради надо написать об этом, такой факультет, который не держится за платное обучение, т.к. большая часть доходов у него от хоздоговорной и иной деятельности. То есть от модели иждивенцев и проедателей бюджета это весьма далеко. Но это редкая редкость.

С некоторым сожалением смотрю на создаваемый УрФУ (седьмой, или какой он там по счету федеральный университет) вернее даже не создаваемый, а обсуждаемый. Не меняются кадры. А это значит, что жизни в нем как не было, так и не будет. Сколько бы ни присылали федеральных денег.

Расписыванием чернухи в блоге я не занимаюсь. Не сложно найти в бочке дегтя деготь. Любой форум, сообщество наполнены негативом о преподавателях, ВУЗах, чаще объективном, наверное. А сколько не высказанного таит в себе память! Но это не мой стиль, и не мои интересы. Мне краски жизнерадостные нравятся. Но раз рисовать ими нечего - образование из блога уходит. Конечно, заметки остаются. И, надеюсь, френды, пришедшие в блог из-за заметок об образовании и обучении, не будут на меня обижаться. Человек, ведь, живет проблемами. Ну и писать надо о том, что волнует, а волнует то, чем занимаешься. Иначе зачем заниматься?

Блог, Государство, университет, Россия, Обучение, чиновники, Образование, Управление, ВУЗы, Бизнес

Previous post Next post
Up