Когда выступает мистер Фурсенко... практически всегда поднимается хай. Ну никак инициативы мин.обрз.и.н.ы не находят радостной поддержки. Никак. Есть, конечно, у нас традиция ругать начальство, есть, особенно же далекое, московское... На этом фоне (недавно министр образ.и.ны опять выступил с инициативой немного поднять учителей в глазах народа) хочу поделиться опытом того, как инновации, информационные технологии попадают в бюджетную
образовательную сферу.
Речь пойдет не о программах, которые предлагает/навязывает Федерация или местные "правительства", нет. Хочу поделиться опытом, как обстоят дела с работой высшей школы, не с критикой программ и чиновников, а именно с работой. Ровно год назад я встретился с директором компании-дистрибьютора 1С в Екатеринбурге, на встрече мы обсудили формы сотрудничества и, в том числе, подняли вопрос о закупке комплекта от 1С для ВУЗов. Данный комплект предназначался для одного факультета и должен был стать первой закупкой столь серьезного бизнес-ПО. Приобретение этого комплекта - отличная база для развития, поэтому вопрос был первоочередным для реализации. Я получил контакты ответственных лиц в компании, и, практически сразу же связался с ними. Договорившись обо всем, меня вежливо поставили в известность, что если я до обеда в четверг принесу нужные документы, то отгрузка будет в понедельник. Сроки - просто замечательные! В Интернет-магазинах, также привозящих товары с московских складов, сроки бывают и по-длиннее.
Для начала я попытался выяснить, кто за что отвечает в университете за закупки ПО, кто занимается. Инстанций и исполнителей оказалось настолько много, что согласовать из точки зрения на то, что и в какой последовательности надо делать было невозможно! Прошли НЕДЕЛИ, прежде чем удалось выяснить, что помимо тучи посредников и без-властных советчиков, предстоит преодолеть самое неприступное, почти каменное по своей не пробиваемости препятствие. Им стал юридический отдел. У них не было договора с 1С, который был заключен еще 5 лет назад, постоянно они забывали, откладывали, уходили в отпуск, перекладывали ведение договора друг на друга (работал с тремя юристками по очереди) и т.п.
Не помню уже сколько времени ушло на то, чтобы собрать документы с кафедры, факультета, проректора и т.п., причем такие документы, которые просто определяли, кто же заплатит из структурных подразделений университета 12 тысяч рублей. Эта сумма - стоимость комплекта 1С для ВУЗов России. Удалось собрать весь пакет документов этого рода. Осталось оформить покупку с дистрибьютором в Екатеринбурге и с 1С в Москве. Конечно, я решил проконсультироваться с 1С, на письмо, не болея, не уходя в отпуск, ни о чем не забывая, мне ответили в тот же день! В 1С были готовы пролонгировать договор и продать университету комплект без всяких заморочек. Но... юристки и слышать не хотели о таком повороте дела. Сказали, что нужно заново готовить договор+лицензионное соглашение. Надо сказать, что все эти документы в 1С давно готовы и являются стандартными, все-таки этот комплект купила не одна сотня ВУЗов в России. И тут началось... придирки и исправления к каждому абзацу, которые нужно было мне согласовывать с дистрибьютором (который каждый раз платил своим юристам-аутсорсерам). Звонки, письма, встречи, очередные "некогда", "я забыла", "исправить нужно еще вот это, и вот тут" длились так долго, что мои вагоны терпения/надежды стали кончаться. Уже сложно было поверить, что договоры будут оформлены и 12 тысяч будут оплачены. Неопределенность длилась долго, и тягостно. И тут произошло странное - юристки сказали, что не надо заключать новый договор. Все мои труды оказались ненужными! Договор был заключен, и оплата наконец-то прошла (счета, естественно, юристки много раз переделывали, и один раз еще главбух, которая, видать, была не в курсе, что перед ней пицот первая редакция счета на оплату). Со стороны юротдела эмоций никаких не было, им также было все равно... В общем, наконец-то высокие технологии пришли в университет!
P.S. Ах, да, процесс оформления закупки комплекта длился 8 месяцев :)