Кэролайн Глик
Администрация Обамы не откажется от своих заигрываний с Ираном.
Накануне истечения срока проводимых под руководством США шестисторонних переговоров с Ираном по поводу противозаконной программы создания ядерного оружия Тегерана стало совершенно ясно, что заигрывание с Ираном - это центральный пункт ближневосточной политики президента США Барака Обамы. Что бы ни случилось в Женеве, это не изменится.
Чтобы было ясно, умиротворяя Иран, Обама не стремится препятствовать его подъему до уровня регионального господства. На сегодняшний день он не сделал в отношении Ирана ничего, что могло быть истолковано как усилия для его обуздания или сдерживания.
Его цель - культивировать союз США с Ираном. В представлении Обамы, Иран для него то, что для президента Ричарда Никсона был Китай. Никсон, налаживая отношения США с Китайской Народной Республикой, не стремился нанести вред китайским коммунистам. И Обама добивается расположения исламских революционеров Ирана не для того, чтобы нанести им вред.
К сожалению для мира, Китай не совсем актуальная аналогия Ирана. Никсон стремился развивать связи с Пекином, потому что он хотел вырвать китайцев из советской орбиты. Заигрывания с Китаем означали вред Москве, а Москва была самым большим врагом США.
Сейчас речь не идет об ослаблении Москвы за счет расширения прав и возможностей США в Тегеране. От политики заигрывания Обамы с Ираном прямо и непосредственно пострадали только союзники Америки на Ближнем Востоке.
Пакт союзников по умиротворению нацистов в 1938 привел к трем жертвам: Чехословакия, остальная часть Европы, и остальная часть мира.
Политика Обамы заигрывания с Ираном также приводит к трем жертвам: Израиль, суннитские арабские государства, и остальная часть мира.
Инициирование Обамой шестисторонних ядерных переговоров с Ираном наносит вред Израилю, потому что переговоры помогают ядерной программе Ирана. То есть, Обама позволяет Ирану разрабатывать средства нападения на Израиль с применением ядерного оружия.
По сообщениям прессы о содержании переговоров, США уже отказались от своих основных красных линий. Они отказались от требования сворачивания Ираном своих центрифуг. В конце прошлой недели США, как сообщается, уже почти отказались от своего требования иранской прозрачности в Международном агентстве по атомной энергии относительно его прошлой работы по развитию атомной бомбы.
Иными словами, сделка, которую США надеялись заключить на этой неделе с Ираном, переговоры о которой теперь будут продолжаться в следующем месяце, не включает в себя никаких серьезных мер по сдерживанию прогресса Ирана в разработке ядерного оружия.
И за то, что для сдерживания ядерного прогресса Ирана не будет принято никаких мер, Иран еще требует и, вероятно, получит, полную отмену экономических санкций против него Совета Безопасности ООН. Эти санкции были приняты в ответ на незаконный ядерный прогресс Ирана. Сделка, которую США сейчас готовы подписать, представляет ядерную программу Ирана законной.
Но есть еще другие государства региона. Саудовская Аравия и их суннитские братья - не чехи. Они - Польша, Бельгия, Франция и Голландия. Подобно нацистам и европейским государствам в конце 1938 года, Иран угрожает суннитским государствам региона.
В то время, как американцы с маниакальным упорством занимались ядерными переговорами с Ираном, иранцы разделили свое внимание между ядерным развитием и региональной экспансией. В сентябре они захватили Йемен.
В этом месяце незаконное вооруженное формирование Хути на севере Йемена заняло столицу Йемена Сану. Хути - это шииты. Они для Йемена то же, что шиитская представительница Ирана Хизбалла в Ливане. Хути, уже ставшие основной движущей силой в йеменских вооруженных силах, обученных американцами, требуют контроля над ними.
Как ранее в этом месяце сообщал аналитик Ближнего Востока Тони Бадран, иранское руководство не только поглотило своего представителя в Йемене, но и организовало большую информационную кампанию, чтобы представить себя в качестве гегемона региональных сил.
Командующий Иранским КСИР Касем Сулеймани сфотографировался с курдскими повстанцами в Ираке, а также с иракскими регулярными вооруженными силами. Глава сил безопасности Ирана Али Шахмани отправился в Ливан в конце сентября и предложил вооружить ливанские вооруженные силы.
Эти фотоматериалы и посещения - сигнал того, что Иран -это новый босс региона.
Граница Йемена с Саудовской Аравией составляет 1700 км. Хути уже вели пограничную войну с Саудовской Аравией в 2009 году. Контроль иранского заместителя над большей частью границы сегодня - это явная угроза для Саудовского суверенитета. В свете того, что последние десять лет Хути культивировали тесные связи с шиитским меньшинством Саудовской Аравии, это также и угроза внутриполитической стабильности королевства.
В то время как администрация Обамы стирала одну красную линию за другой в ядерных переговорах и защищала ХАМАС, Мусульманское братство и других иранских союзников против союзников США, иранские лидеры злорадствовали, что Йемен - уже четвертое арабское государство под их владычеством. В этот перечень уже входят также Ирак, Сирия и Ливан.
Контроль Ирана над Йеменом - прямая угроза для мировой экономики. До того, как Хути двинулись на Сану, Иран смог угрожать мировым рынкам нефти своим суверенитетом над Ормузским проливом, контролируя военно-морской трафик между Красным морем и Персидским заливом. Имея теперь и порт Аден, Иран также будет контролировать морские перевозки между Красным морем и Индийским океаном.
Конечно, развитие сланцевой добычи нефти в США и увеличение ее продажи будет уменьшать возможности некоторых стран Ближнего Востока диктовать цены на нефть. Но ближневосточная нефть все еще составляет около 40 процентов мирового рынка, и она будет продолжать оставаться мощной силой в мировой экономике в ближайшие годы. Иран в качестве силы, контролирующей поток нефти, будет оказывать весьма существенное влияние на мировую экономику.
Добавьте к этому тот факт, что спящие ячейки иранской Хезболлы находятся в каждом крупном городе Европы и во многих центрах Северной Америки, и что Иран имеет стратегические альянсы с Венесуэлой и Никарагуа. Становится ясно, что Иран, обладающий ядерным оружием, оказывающий господствующее влияние на Ближний Восток и экспортирующий нефть, станет стратегической опасностью для мировой экономики и глобальной безопасности.
Один из многих вызывающих удивление аспектов заигрываний Обамы с Ираном - это то, что оно не связано к отступлением США из региона. США не отступают.
На сегодняшний день Обама отдал приказ о сотнях воздушных ударов по целям “Исламского государства”. Несомненно, они будут продолжаться. США приняли участие в свержении НАТО ливийского лидера Муаммара Каддафи. Мощь США остается основным региональным фактором, и Обама не уклонялся от ее использования во время своего пребывания в должности.
Проблема в том, что во всех случаях его использование американской мощи помогало Ирану больше, чем союзникам США. А в случае с Ливией, мощь США напрямую угрожала союзникам США и оказывала поддержку Аль-Каиде и ее партнерам.
Сегодня, когда Китай так поднялся, некоторые американские аналитики ставят под сомнение мудрость Никсона, способствовавшего этому. Но у его политики есть аргумент: его Китайский гамбит нанес стратегический ущерб Советскому Союзу и способствовал победе США в холодной войне.
Поддержка Обамой Ирана не только не способствует получению пользы для США в краткосрочной перспективе. Ее неизбежным результатом будут десять или более крупных и мелких региональных войн и хроническая нестабильность, а имеющий ядерное оружие Иран угрожает выживанию всех региональных союзников Америки. Это также приведет к потрясениям в мировой экономике и очень расширит прямую принудительную власть Ирана над миром в целом.
Мало того, что Обама не Никсон. По сравнению с его политикой, поступок Невилла Чемберлена выглядит совсем незначительной ошибкой.