Железный Кумпол

Aug 31, 2014 18:58

Мозгом наделены все, но не все разобрались с инструкцией. Поэтому он так и остаётся органом, с помощью которого каждый воображает, что он мыслит. Наглядней всего это проявляется при погружении в "бассейн" с отретушированными легендами и историческими мифами.

75 лет назад был подписан пакт Молотова-Риббентропа - по сути, договор о разделе Европы. В Лондоне и Париже до последнего не верили в возможность столь противоестественного союза, втайне надеясь стравить Германию с Советским Союзом. Ради этого пришлось пойти даже на крайне непопулярную политику "умиротворения" агрессора, что Москве, понятно, весьма не нравилось. В общем, перехитрили сами себя. А когда спохватились, изменить что-либо было уже поздно: Гитлер не дал времени на раздумье.

Можно сколько угодно говорить об аморальности если не самого пакта, то тайных протоколов к нему. Мюнхенский сговор был не менее аморален. В своих мемуарах Уинстон Черчилль пишет, что само по себе германо-советское соглашение означало полный провал английской и французской дипломатии, поскольку не удалось ни нацелить нацистскую агрессию против СССР, ни сделать Советский Союз своим союзником до того, как полыхнул пожар Второй мировой войны. В этом вся "великая" Британия, в основе как внешней, так и внутренней политики которой был и по-прежнему остается принцип "divide et impera" ("разделяй и властвуй"). Зато Москва в конечном счете однозначно выиграла, значительно расширив свои границы.

Кстати, обратите внимание: Сталину никогда открыто не кололи глаза этим не самым, наверное, удачным с политической точки зрения документом. Негативно заговорили о нем лишь в разгар холодной войны. Вы не задавались вопросом - почему? Дело в том, что Ялтинская конференция, состоявшаяся в феврале 1945 года, полностью узаконила все предвоенные территориальные приобретения Советского Союза, добавив к ним Пруссию. Тогда же была решена и судьба Дальнего Востока. СССР и тут не остался в накладе, получив Курилы и Южный Сахалин. Кроме того, США и Великобритания обещали Москве половину всех репараций. Даже сегодня, лишившись правового поля, Ялтинско-Потсдамская система миропорядка сохраняет статус политического "минного поля".

История имеет такое же отношение к истине, как атеизм к религии. Сталина ненавидели, но боялись. Боялись и Гитлера, не переставая при этом восхищаться им. Об этом подробно и не без юмора рассказывается в популярной книге Уильяма Ширера "Взлёт и падение Третьего рейха". Это занимательный рассказ о том, как вместо светлого завтра пришло отвратительное вчера. Рассказ, в котором вся мировая политическая элита, включая Франклина Рузвельта и его окружение, выглядит просто гротескно.

Вот всего лишь один эпизод. Получив в апреле 1939 года послание от американского президента, Гитлер понял, что имеет дело с человеком, пораженным, как он выразился, "детским параличом". Призывая к миру, Рузвельт спрашивал, не собираются ли Германия и Италия напасть на страны, перечисленные в прилагаемом им списке? Список был внушительным и состоял из 31 государства. Гитлер тут же дал указание разослать запросы во все эти государства (кроме Англии, Польши, Советского Союза и Франции) с просьбой ответить на два вопроса: во-первых, считают ли они, что от Германии исходит угроза их существованию, и во-вторых, давали ли они Соединенным Штатам полномочия обращаться к Германии с подобным вопросом? Как и следовало ожидать, практически все ответили на оба эти вопроса отрицательно.

И тогда Гитлер устроил настоящее шоу. Его выступление в рейхстаге транслировали сотни радиостанций по всему миру, в том числе и в Соединенных Штатах. Сказать, что он разделал Рузвельта под орех, значит, ничего не сказать. Он его уничтожил. Тем более, что для этого не требовалось большого ума. Фюрер просто зачитывал каждый пункт рузвельтского послания и после короткой паузы менторским тоном давал ответ, выставляя президента червяком, пытающимся ползти с гордо поднятой головой. Например, на тезис о том, что все международные проблемы должны решаться путем переговоров, он не без ехидства напомнил, что Америка уничтожала индейцев силой оружия, а не силой слова. А когда стал зачитывать полученные депеши из почти трех десятков государств с заверениями в самых дружеских и добрососедских чувствах и намерениях, гомерический хохот гремел не только под сводами рейхстага.

Корни прошлого ищите в будущем. Новейшая история нашпигована подобными пактами, как "кассам" ХАМАСа - турецкими шариками. Они могут принимать любую форму - политическую, дипломатическую, военную, торговую... Быть временными или долгосрочными, индивидуальными или в составе коалиции. Многое зависит от политической конъюктуры и целей. Тем более, что международные законы можно трактовать, кому как нравится. Не случайно абсолютно схожие действия в одном случае считаются преступными, а в другом на них даже не обратят внимания. Примеров сколько угодно, начиная от веерных бомбардировок Сербии и заканчивая точечными ударами по Газе. Хотя правила военной доктрины не изменились со времен хиросимской трагедии: на войне все средства хороши, тем более, если это касается спасения многих жизней. Понятно, что атомный гриб - не слишком приятный зонтик. Но если боишься прослыть ястребом, оставайся хотя бы тяжело вооруженным голубем.

К числу такого рода пактов можно смело отнести тайные договоренности между Вашингтоном и Тегераном. Чтобы увидеть их скрытые пружины, достаточно проследить динамику установившихся в последнее время взаимоотношений. В ноябре прошлого года Соединенные Штаты разморозили иранские активы на сумму 8 миллиардов долларов. В качестве поощрения за обещание полностью остановить свою ядерную программу. Спустя полгода Джон Керри сообщил о том, что Иран получил доступ еще к 4 миллиардам, хранящимся на зарубежных счетах. На этот раз за начавшийся "процесс конверсии". Но почему-то не сказал о том, что одновременно снят запрет на закупку иранской нефтехимической продукции и разрешена поставка Тегерану запасных частей и прочего авиационного оборудования. А центрифуги крутятся. Под заверения спикера меджлиса Али Лариджани, что Исламская республика ни на йоту не отступит от своей ядерной программы.

Там, где главенствует политика, совестью не пахнет. И наоборот. Легче всего обмануть самого себя. Но ложь - не хобби. И никто не лжет исключительно во имя лжи. Главный принцип внешней политики - правильно выстроенная внутренняя. Америка пошла на стратегический союз с Ираном не от хорошей жизни. Ее ближневосточная политика постоянных зигзагов, метаний и "экспериментов" привела к полному хаосу. И бумерангом ударила по собственным интересам. Брошенный на произвол судьбы Ирак породил так называемое "Исламское государство Ирака и Леванта" с восьмидесятитысячной армией и умопомрачительными финансовыми возможностями. На горизонте замаячил новый "арабский халифат". Свирепый и беспощадный.

Боевик ISIS под флагом своей банды. Фото: mercatornet.com

У всякого начала - свой конец. История ISIS - не икона, а скорее зеркало. Группировка появилась на свет 15 октября 2006 года. С целью объединения разрозненных суннитских организаций истерзанного междоусобицей Ирака. Считается, что у ее истоков стояла "Аль-Кайда", хотя заявленная изначально главная цель - создание халифата на территории от Ефрата до Нила в планы детища бин Ладена не входила. В марте 2010 года в результате удара с воздуха были ликвидированы Абу Омар аль-Багдади и Абу Айюб аль-Масри. После чего об ISIS надолго забыли. И снова заговорили, когда "ревнители шариата" с легкостью захватила обширные территории в Сирии, установили контроль над вторым по численности иракским городом Мосулом и провозгласили в Шаме "халифат", простирающийся от Алеппо до Баакубы, который, между прочим, переводится с арамейского как "дом Яакова".

Быстро встать на ноги помог группировке Катар, обеспечив ее деньгами и оружием. Но с условием, что ISIS активно включится в борьбу с режимом Асада. Это означало полный разрыв с "Аль-Кайдой", поскольку ее "законным представителем" в Сирии значится "Фронт ан-Нусра". И прямую конфронтацию с Саудовской Аравией, разорвавшей отношения с Катаром и спонсировавшей боевиков конкурирующего "фронта". Свой выбор "исламское государство" сделало без колебаний. «С соизволения Аллаха, под руководством нашего шейха аль-Багдади мы разрушим Каабу и убьем тех, кто поклоняется камням, - заявил член исполкома ISIS Абу Тураб аль-Мукаддаси. - Введенные в заблуждение люди стекаются в Мекку не ради Аллаха, а ради того, чтобы коснуться камней». И пригрозил захватить Арар, откуда начать наступление на Эр-Рияд.

Ситуация и в самом деле поистине курьезная. Катар закупает американское оружие на миллиарды долларов (при численности собственных вооруженных сил порядка 12 тысяч человек) и передает его ISIS. Америка бомбит "исламистов", поддерживая с воздуха иранских "стражей", вторгшихся в суверенную страну, чтобы защитить "шиитские святыни". А ракеты, безвозмездно переданные теми же "стражами" ХАМАСу, дождем обрушиваются на головы израильтян. Вместе с угрозами "стражного" генерала Амира Хаджизаде "увеличить поток оружия шахидам Иерусалима и Рамаллы". И в это же время суд американского округа Колумбия постановил, что правительства Ирана и Северной Кореи несут непосредственную ответственность за ракетные обстрелы Израиля в ходе второй Ливанской войны восьмилетней давности. Что создает прецедент и для будущих судебных разбирательств.

Невольный союз с Тегераном поставил Белый дом на одну доску с "Хизбаллой" и ХАМАСом. Не отсюда ли и столь противоречивое поведение Джона Керри, оказавшегося в откровенно двусмысленном и незавидном положении? Вспомним, с какой неистовостью давил он на Израиль, требуя принять явно невыгодные для него и невыполнимые условия. А как расценить его настойчивые попытки демонстративно отодвинуть в сторону Египет, передав посреднические функции враждебно настроенным к Израилю Катару и Турции? Или неожиданную приостановку поставок жизненно необходимых боеприпсов, когда они были особенно нужны. Если это дипломатия, а не политическая телеканализация, то мы рождены, чтоб сказку сделать быдлу.

Незыблемость любого, пусть даже временного, союза держится на трех "китах". Первый - общность интересов, а два остальных - доверие. К зеркалу подходят не для того, чтобы посмотреть на себя со спины. Хозяин - баррель больше уже не хозяин, хотя и все еще баррель. Набравший силу ISIS стал проводить собственную политику, которая перевернула все с ног на голову. Первый же удачный рейд в долину Бекаа не на шутку напугал Хасана Насраллу, который дал команду боевикам "Хизбаллы" срочно вернуться в Ливан, вызвав, естественно, нескрываемое недовольство Асада. Этим и объясняется решительный отказ Насраллы открыть "второй фронт", несмотря на настоятельные просьбы Машаля и Ханийи. А объяснение, что они, мол, к нему официально не обращались, иначе, чем смехотворным, не назовешь. Не меньшей неожиданностью стали и откровенные нападки ISIS как на ХАМАС, так и на прочие окопавшиеся в Газе террористические формирования. Для поборников халифата "хамасники" - еретики и вероотступники, продавшие свои души шиитским лжецам. Они называют их "ближними врагами" и не скрывают своей враждебности, которая проявляется не только в ритуальных сожжениях "палестинских" флагов. И считают войну с ними своей святой обязанностью, исходя из того, что первый халиф Абу Бакр сначала искоренил внутреннюю ересь и только потом начал исламскую экспансию. Халед Машаль даже обращался к катарскому эмиру Тамиму бин Халифе Аль Тани с просьбой урезонить несносного "выскочку" Абу Бакра Аль-Багдади, во всеуслышание провозласившего себя халифом, но безуспешно.

Слепой видит то, что хочет видеть. "Исламское государство Ирака и Леванта" несказанно обогатилось после захвата Мосула. Мало того, что в руки боевиков попали сотни миллионов долларов валютой и золотыми слитками, так они захватили и огромное количество самой разнообразной американской военной техники. Не считая нефтяных промыслов, ежедневно приносящих новые миллионы. Их финансовые активы сопоставимы с такими государствами, как Тонга или Фолклендские острова. Столь пусть и относительная финансовая и военная независимость всегда оставляет возможность для маневра. Пока Катар крепит дружбу с Турцией, финансируя воинственных исламистов из IHH, ISIS объявляет войну Анкаре и грозит смертью новоиспеченному президенту Реджепу Эрдогану.

Понятно, что такое никак не вписывающееся в общепринятые рамки поведение, приводит в замешательство даже видавших виды политиков. И вызывает повышенный интерес к фигуре самого Аль-Багдади. Кто он? Чего добивается? Почему проявляет неслыханную жестокость? Версий много. Вплоть до самых фантастичных. Беглый "цэрэушник" Эдвард Сноуден утверждает, что никакой он не араб, а еврей по имени Шимон Эйлот. Некоторые видят в нем реинкарнацию лжемессии Шабтая Цви, который пришел в конце дней, чтобы отомстить туркам за издевательства, пережитые в прошлой жизни. Чем больше глупость, тем с большим рвением ее отстаивают. Иногда кажется, что люди отличаются только тем, что у одних оба полушария защищены черепом, а у других - штанами.

"Если сомневаетесь, говорите правду", - советовал Марк Твен.
Созидать не запретишь. Но помешать можно. «Мы живем в условиях небывалых кризисов, перед которыми нынешние мировые лидеры бессильны, - считает известный французский политолог Доминик Моизи, интервью с которым опубликовал парижский экономический еженедельник "Les Echos". - Мир, как лед, сковал сильнейший страх. Почти одновременно возникают ситуации, которые, если вдуматься, не поддаются человеческому контролю». Да, не получается божественный отбор искусственным путём. Сколько не бей пактами из "железного купола" по железному кумполу, ничего, кроме страха, не останется. Не зря говорят, что самая неприступная крепость - наш череп.

Анатолий Гержгорин

Геополитика, Мир

Previous post Next post
Up