Гораздо более широкое распространение, чем витражи, в церквях и храмах России получили религиозные сюжеты, выполненные в мозаике.
Как и витражи, мозаика представляет собой сюжет или орнамент, набранный из разноцветных кусочков. Принципиальное отличие заключается в том, что кусочки мозаики наносятся на непрозрачную основу и отражают, а не пропускают свет. Отсюда мозаика украшает стены полы храма, а витражи окна. Если материалом для витражей является стекло, то для мозаики может использоваться многое: камни, плитка, тоже стекло и прочее. Однако для создания художественных произведений наиболее подходящим материалом следует считать смальту - яркое окрашенное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин.
Как вид монументально-декоративной живописи мозаика древнее витражей, мозаичные панно широко использовались в Древней Греции, Риме, Египте. Своего расцвета мозаичное искусство достигло в Византии. Влияние великой империи на Россию предопределило повсеместное использование в нашей стране фресок (художественной росписи), но мозаика не получает своего широкого распространения из-за дороговизны материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Наиболее значимые мозаики были созданы в церквях Святой Софии (1043-1046) и Архангела Михаила (1108-1113) в Киеве.
Возрождению русской мозаики способствовал великий ученый М. В. Ломоносов. Созданные им технологии производства стекла и смальты, а также построенные мануфактуры, позволили получить качественного и достаточно недорогого материала для творчества российских мастеров и художников. Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX - в начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, в храме Христа Спасителя в Москве, в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.
Использование мозаик в храмах России, я бы хотел проиллюстрировать, примерами работ современной студии
“Art-Way” , сохранившими в себе традиции классической русской православной мозаики.
Архангел Гавриил
Св Афанасий
Покрова
Погребение родителей Сергия Радонежского
Св. Дмитрий Солунский
Крещение
Серафим
Спас Вседержитель