В теле после смерти оживают несколько генов, причем некоторые из них были неактивны еще с перинатального периода. Неожиданное открытие, которое имеет весомые последствия для трансплантологии и судебной медицины, сделали американские ученые.
Это открытие противоречит привычной нам логике: если смерть - это окончание жизненных процессов, то, как гены могут быть активными? Как оказалось, могут.
Команда микробиологов из Университета штата Вашингтон в Сиэтле под руководством Питера Нобеля исследовала более тысяч образцов мертвых тел мышей и аквариумных рыбок данио-рерио. Ученые предполагали, что активность экспрессии генов в мертвом организме постепенно гаснут, как двигатель, в котором закончилось топливо. Но результаты оказались неожиданными.
Вместо того чтобы погаснуть, активность отдельных генов, наоборот, сильно усилилась, причем некоторые сети генов данио-рерио были на пике активности через четыре дня после биологической смерти. Многие из тех генов играют важную роль в защитных реакциях организма, а другие противодействуют биологическим стрессам. Трудно поверить, но включаются также гены, которые были неактивны с момента рождения и действовали только во время перинатального развития.
Ученым очень трудно объяснить, почему после смерти активируются гены, которые действуют только в период развития зародыша, говорит Питер Нобель. Возможно, условия в клетках организма, который закончил жизнь, чем-то напоминают те, что были в зачаточном периоде
.
Важно отметить, что активизируются и те гены, которые обычно связаны с развитием новообразований. Это открытие имеет важное значение, поскольку позволяет объяснить, почему люди, которым пересадили органы от умерших доноров, становятся более склонными к раковым заболеваниям.
К другой практической стороне открытия команды Питера Нобеля относится сферы судебной медицины. Ведь по активности тех посмертных генов можно очень точно установить время смерти человека, что чрезвычайно важно в криминалистике. До сих пор следователи не имели таких точных методов определения времени преступления.
Посмертная активность генов является следствием действия сети согласованных биохимических процессов, лежащих в основе жизни. Например, отдельные гены могут включаться только для того, чтобы запустить другие. «Самое интересное, что, изучая смерть, мы можем больше сказать о том, что такое жизнь», - говорит Питер Нобель.
Что такое смерть?
Мы привыкли думать о смерти как о конце жизни. Однако на самом деле это понятие очень трудно определить.
Веками моментом смерти считали остановку дыхания и прекращение кровообращения. Но с развитием биологии и медицины, в частности реаниматологии, этой дефиниции не хватает все больше.
Во время Всемирного конгресса врачей в 1968 была принята так называемая Сиднейская декларация. Медики переосмыслили понятие смерти и связали её с необратимой остановкой работы мозга. Поэтому вопреки сложившимся понятиям, быть мертвым можно даже тогда, когда ещё бьется сердце.
Трудно отделаться от подобных парадоксов, рассматривая фундаментальные вопросы о жизни и смерти. В конце концов, ученые точно не знают, что такое жизнь. Ведь внутри научного сообщества до сих пор нет консенсуса по поводу вирусов - можно считать вирусы живыми организмами или нет.