Какие цели я преследую, описывая красоты и прелести российских просторов? Никаких! Не хочу слыть чрезмерной патриоткой, не призываю поменять солнечное морское побережье на порой хмурую и неприветливую погоду. Я и сама, собственно, не видела и тысячной доли всего того, что должен увидеть человек, носящий гордое имя "путешественник". И, поэтому, собственно, немного о личных впечатлениях...
Северный речной вокзал в Москве, откуда в нынешнем году началось наше плавание, построен в 1937-м году. Если хотите ещё немного сухих исторических фактов: построен одновременно с каналом имени Москвы архитекторами А. Рухлядевым, В. Кринским и скульптором И. С. Ефимовым.
Как писал Р.Я. Хигер в 1940-м году : " В отличие от речных вокзалов капиталистических стран наши вокзалы проникнуты социалистическим демократизмом, сталинской заботой о человеке.
Всем посетителям наших вокзалов доступны основные их помещения, начиная с вестибюля и кончая прекрасными террасами и галереями, здесь нет характерного для вокзалов капиталистических стран резкого деления на парадные залы и убогие помещения". Проверить мне данную информацию не удалось, т.к. здание находится на реконструкции. А вот что можно увидеть воочию.
Шпиль вокзала увенчан звездой, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского Кремля. Серп и молот инкрустированы уральскими самоцветами. Но кремлевскую звезду решили заменить рубиновой, потому что самоцветы под дождем и снегом быстро тускнели. И она была перевезена по новому адресу.
В башне имеется механизм, позволяющий опускать шпиль со звездой. По первоначальному замыслу звезду должны были опускать и поднимать каждый раз, когда заканчивалась и возобновлялась навигация. Однако звезду за все годы опускали лишь несколько раз. в 1941-м году для того, чтобы лишить фашистских летчиков удобного ориентира.
Происхождение часов на башне, которым не менее двухсот лет, до сих пор остается неизвестным. Все детали этих часов выполнены вручную. Каждая шестерёнка сделана так искусно, что какая-либо поломка при правильной эксплуатации - просто исключена. И всё же, несмотря на безупречную службу, в 1996 году часы были переведены на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. Однако замена механики на электронику - это ещё не всё. Вокзал лишился возможности слышать звон четырёх колоколов - башенных глашатаев времени. Их сняли вместе со старым механизмом.
Будем ждать, когда "двухпалубный пароход", а именно этим является здание вокзала по замыслу создателей, приведут в порядок...