Ассоциация: Пары птиц на древе жизни. Флорис Клес ван Дейк и Наталья Гончарова

Dec 05, 2016 00:35

Продолжаю играть в ассоциации. И вот такая, о птицах. На натюрморте «малого голландца» Флориса Клеса ван Дейка и на эскизе задника к балету «Золотой петушок» в театре   Дягилева. Эскиз Натальи Гончаровой.

И что, казалось бы, общего? Птицы, древо жизни, …  на скатерти и в центре  задника. Стилизованные цветы, по форме почти одинаковые… Вот  что. Даже странно….







Натюрморт такой голландский, приглушенные тона (радость жизни, и вообще метафора евхаристии, но голландско-протестантская, приглушённая), начало 17го века. А задник - сразу видно русское буйство красок - жёлтый (солнце, золото), красный, чуть-чуть белого и синего - архаика! Вероятнее всего, 1913 - балет Дягилев поставил в 1914 году.

На натюрморте на дорогой льняной жаккардовой скатерти  мотив двух птиц, повернутых друг к другу - одновременно и души верующих, живущие на древе жизни, и стражи счастья, плодородия, благополучия, богатства семейной пары. В то же время, две птицы на дереве (иногда одна из них - темная, а другая - светлая) олицетворяют дуальность мира: тьму и свет, проявленное и скрытое, два полушария.

На эскизе Гончаровой Сирин и Алконост, не просто птицы, а райские, с человеческими головами, птицы радости и печали. Сирин грустит и плачет, а Алконост - радуется и смеётся….

Тарелки тоже могли бы быть предметом ассоциации, хотя конечно, у ван Дейка нет того музыкального  ритма в цвете и диагональной расстановке, что у Натальи Гончаровой.

Флорис Клес ван Дейк  (1575 - 1651)
«Натюрморт с сыром», около 1615 г.
Оригинал: доска, масло, 82,2 х 111,2 см
Хранится в Рейксмузее в Амстердаме

Эскиз Натальи Гончаровой к балет "Coq d'Or", постановка Михаила Фокина в театре Дягилева в 1914 году.
Не знаю ни точных размеров, ни где хранится.
Увидела впервые на экране в Еврейском музее на обсуждении из цикла «Про образы».

живопись

Previous post Next post
Up