Продолжаю играть в ассоциации. И вот такая, о птицах. На натюрморте «малого голландца» Флориса Клеса ван Дейка и на эскизе задника к балету «Золотой петушок» в театре Дягилева. Эскиз Натальи Гончаровой.
И что, казалось бы, общего? Птицы, древо жизни, … на скатерти и в центре задника. Стилизованные цветы, по форме почти одинаковые… Вот что. Даже странно….
Натюрморт такой голландский, приглушенные тона (радость жизни, и вообще метафора евхаристии, но голландско-протестантская, приглушённая), начало 17го века. А задник - сразу видно русское буйство красок - жёлтый (солнце, золото), красный, чуть-чуть белого и синего - архаика! Вероятнее всего, 1913 - балет Дягилев поставил в 1914 году.
На натюрморте на дорогой льняной жаккардовой скатерти мотив двух птиц, повернутых друг к другу - одновременно и души верующих, живущие на древе жизни, и стражи счастья, плодородия, благополучия, богатства семейной пары. В то же время, две птицы на дереве (иногда одна из них - темная, а другая - светлая) олицетворяют дуальность мира: тьму и свет, проявленное и скрытое, два полушария.
На эскизе Гончаровой Сирин и Алконост, не просто птицы, а райские, с человеческими головами, птицы радости и печали. Сирин грустит и плачет, а Алконост - радуется и смеётся….
Тарелки тоже могли бы быть предметом ассоциации, хотя конечно, у ван Дейка нет того музыкального ритма в цвете и диагональной расстановке, что у Натальи Гончаровой.
Флорис Клес ван Дейк (1575 - 1651)
«Натюрморт с сыром», около 1615 г.
Оригинал: доска, масло, 82,2 х 111,2 см
Хранится в Рейксмузее в Амстердаме
Эскиз Натальи Гончаровой к балет "Coq d'Or", постановка Михаила Фокина в театре Дягилева в 1914 году.
Не знаю ни точных размеров, ни где хранится.
Увидела впервые на экране в Еврейском музее на обсуждении из цикла «Про образы».