Эрик Булатов

Nov 16, 2016 00:42


В "Мастерской Фоменко" открылась выставка литографий Эрика Булатова.  http://kommersant.ru/doc/3132185
Надо идти.

Вспомнила в этой связи свои впечатления от выставки Булатова в Манеже в сентябре 2014 года. Повторю здесь.


Была на выставке Эрика Булатова в Манеже. Великолепная. Не только зрелый - нон-конформистский период, но и раннее творчество, иллюстрации к детским книгам. Мне повезло, я ходила под руководством Андрея Ерофеева. Но и без куратора выставка захватывающая. А по поводу этой картины: "Горизонт" (то есть пляж в Майори без вида на горизонт, то есть на Швецию на том берегу (но это только прибалтам понятно, и про Майори, и про Швецию, и про латышских эмигрантов, удиравших морем от советских "свобод"), Ерофеев сказал, что Эрик Булатов обнаружил, что если из картины, пронизанной воздухом, убрать горизонт, то и воздух уходит, становится нечем дышать. Оказывается, Ромен Ролан придумал термин "океаническое чувство", то есть ощущение вечности, безграничности, неразрывной связи с миром, принадлежности к Вселенной. Получается, что перечеркнутый горизонт - это и потеря связи с миром. (Хотя Фрейд, похоже, ролановский термин переиначил до полной перемены смысла, но это уже другая история).



Всё творчество Булатова - это поиск точки, центра, зачем? Чтобы развернуть вокруг этой точки динамичную или статичную историю, заставить зрителя задуматься, затянуть его в пространство картины, как в омут. В ту самую неразрывную связь с миром. Возможно... Или, словами самого художника "откуда я знаю куда...."



Вот ещё с той выставки:

Сначала "прекрасное далеко", мы идем к тебе, даже если путь наш по шатким мосткам над болотом.



И иногда кажется, что мой трамвай - уходит, и мы не идём, а уже несёмся сломя голову.



И вдруг оказывается, что оно затягивает тебя,



и можно закрыть окно, чтобы не видеть неотвратимого приближения будущего.



и даже можно закрыть дверь. Или она захлопнется сама? И остаться в темноте. Хотя свет всё равно пробьётся, хотим мы того или нет.



А если дверь захлопнется сама, и останется только узкая полоска, не будет ли пленнику комфортней в темноте и неведении, не будет ли он бояться света - ведь это именно то, что сейчас происходит, уже в 2016-ом.

Ну и стихотворение Всеволода Некрасова, друга Булатова, очень в тему дня, хоть и написано в другое время.



Написано оно, или наоборот к нему написана картина "Живу вижу", не знаю. Но тоже омут. Тогда в 2014ом думала, что одна "у" как будто лишняя - мешает чтению текста на картине как палиндрома. Теперь вдруг поняла, что это же просто кольцо - закольцованный текст - расширившаяся точка, как на кольце Маяковского "люблюблюблю....."



И напоследок, сильно зацепившая, ранняя, 64 года, картина Эрика Владимировича "Мак"



живопись, Булатов

Previous post Next post
Up