Конечно, Еврейскому музею не повезло, что "До востребования II" совпала по времени проведения с выставкой из Нукуса в Пушкинском музее. Ода радости в одном музее, и с теми же художниками, поминальная молитва со свечками у икон в другом. Только вот иконы в церкви не рассматривают при молитве.
На одну выставку хочется бежать ещё и ещё, на другой охватывает тяжелое чувство дискомфорта: темнота, стены чёрные, свет на картину из светильников с тканевыми абажурами в виде свечи, тень от светильника ложится на картину, а где не ложится, там свет засвечивает верхнюю часть полотна - ни увидеть, ни рассмотреть, ни сфотографировать. Стояла в Еврейском музее, пыталась вспомнить, какого цвета стены в залах Пушкинского, в которых выставка Нукусская размещена - серого, насыщенного,но не тёмного. Серый нейтрален по отношению к ярким краскам живописи, не мешает ей. В Еврейском музее чёрные стены делают пространство еще более темным, приглушенный свет бра не помогает восприятию.
Специально показываю стены с живописью А.Н. Волкова - яркий Нукус, черная стена "До востребования". Спокойный и полный достоинства "Полдень в Шахимардане" Волкова засвечен сверху - не рассмотреть его, и, кроме того, он откровенно теряет в необъявленной конкуренции с небольшими работами Александра Древина и Надежды Удальцовой прямо под ним.
Ещё и, зайдя в зал, услышала обрывок экскурсионного "Художник Волков довольно долго жил в Туркестане и часто обращался к ориенталистским (или ориентальным?) темам.." Интересно, кто этих молодых людей учил такое и так рассказывать, кто-нибудь контроль качества экскурсий проводил? Ведь хотя бы в отношении Волкова, слушатели могли просто только что побывать на "Сокровищах Нукуса" и там познакомиться с биографией художника? Да и в Пушкинский идти не обязательно, электронные табло в зале дают вполне подробную биографию художников, и у кого есть - список картин с репродукциями. Разозлилась. Столько работы вложено в подготовку выставки, а ежедневная реализация явно "хромает", причём на обе ноги...
Издалека. Издалека неплохо, поминовение и скорбь. Искусство раздавленное советской властью, загубленные жизни. Эта живопись - радостная, спокойная, лиричная, о мечте, о просто ежедневной жизни - диссонанс с поминальной концепцией выставки.
И суетливо как-то вышло, особенно если сравнивать с "Сокровищами Нукуса". Хотя у И.В. Савицкого тоже шпалерная развеска, да и в залах Пушкинского она сохранена кое-где. И если нет переклички на одной стене между картинами (не всегда есть), то перекличка находится на противоположной стене, обернешься от картины, а она разговаривает с другой, на противоположной стене (см. мой пост
Полумесяцем бровь... как пример). Я не против шпалерной развести, на первой "До востребования" она была очень хорошо продумана, а сейчас не получилось просто... Ритма нет, не только переклички сюжетной ли, цветовой ли). Внизу кстати тоже картина А.Н. Волкова в 16-ом зале ГМИИ. Цвета двух картин почти совпадают, да и композиционно близки, а какая разница.... И всего лишь - цвет стен, освещение и пространство рядом.
Теряется на "До востребования" не только Волков. Совершенно убит цвет - солнечный, сочный, летний, ветренный - соснового леса в "Пейзаже" В.В. Рождественского; даже не верится, что это тот же художник, чьи работы экспонируются на "Сокровищах Нукуса". "Убайда" в Пушкинском.
Пейзаж на "До востребования".
Пейзаж и сфотографировать невозможно, высокая вертикальная работа слишком висит высоко, и свет бра-свечки мешает.
И что я прицепилась к Волкову и Рождественскому? Но то же самое с Юстицким (а его работ несколько на выставке "До востребования"), его "Молочницу", как впрочем и "Лунный вечер" Леблана, и кубистическую "Композицию" Носкова ни рассмотреть, ни сфотографировать невозможно - потемневшая приглушённая живопись просто сливается с чёрными стенами.
На вернисаже любовалась "Звенящим будильником" Михаила Векслера - такой он, весёлый утренний трезвон прямо в ушах стоит: не графика - а музыка. Но на вернисаже смотрители не подбегали к каждому, переступившему черту безопасности на полу, с предупреждением, и можно было вплотную подойти и рассмотреть. Сфотографировать невозможно - графическая работа за стеклом, сверху бра-свечка.... А сейчас и не рассмотреть. Очень жаль.
"В метро" Лабаса тоже засвечено, так жаль. Зато прекрасная находки для меня в этой группе (Примитивизм, экспрессионизм и сюрреализм, хотя, как сказал А.А. Волков: разве художник думает в каком он стиле пишет? Он просто пишет, как видит и чувствует) "Дети" А.Т, Сашина.
Очень "филоновский", хотя совсем другой...
Этюд П.К, Голубятникова "Крыши". Вроде бы. совсем простенько, но какой ракурс!
И рассмотрела "Натюрморт с зеркалом" Н.А. Мамонтова. Прекрасный. Возрожденческий даже.
На этой позитивной ноте и закончу.