В ГМИИ им. Пушкина без всякого ажиотажа проходит великолепная глубокая выставка "Голоса воображаемого музей Мальро". Сложная, очень интеллектуальная, но затягивающая в тайны искусства, в параллели и ассоциации через века, страны и континенты.
Шедевры из Лувра и Прадо, Египетского музея и Музея Пикассо, Эрмитажа и запасников самого Пушкинского музея. Список не полон.
Андре Мальро искал созвучия между различными произведениями, чтобы раскрыть магию влияния искусства на нас. Группы произведений, объединённые одной мыслью, догадкой, интуитивным озарением, позволяют нам удивиться гению человеческой мысли, по-настоящему увидеть картину или скульптуру, проникнуть в замысел художника, или придать свой смысл тому, что мы видим.
В группу, раскрывающую тему войны, вошло два офорта и полотно "Колосс" Гойи, и две вещи Домье и Пикассо. Доминирует в группе, конечно, "Колосс". Страшный, заросший и нагой великан, вероятно, удаляется от спасающихся бегством людей. Да,похоже, что уходит, но торс напряжён, кулаки сжаты в ярости, в любой момент он может развернуться и броситься на людей. Ужас, разорение и близкая смерть. Но люди ещё живы, ещё способны действовать. Ещё есть надежда.
У меня своя ассоциация.
В мае удалось посмотреть великолепную выставку Анри Руссо в Музее Орсэ. До тех пор не понимала его совершенно. Прекрасные, забавные "Муза и поэт", виды моста и парка в Пушкинском, - так, усмехнуться, - надо же, таможенник, самоучка, какой чудак...
Совсем другое впечатление от ретроспективы. Одна из его картин, поразившая меня на выставке в Орсэ, заставившая похолодеть от ужаса, - "Война, или всадница раздора". Оставь надежду - безбашенная капризная девчонка-война, жестокая и беспощадная, лишённая разума, триумфально проносится на вороном коне над полем трупов. Меч и факел, что не изрублено, то выжжено. Голые стволы, сломанная ветка, чёрные вóроны, садящиеся на оголённые торсы, - ещё мгновение, и они начнут клевать тела. Глаза одного из погибших раскрыты, в них нет ни ужаса, ни смысла. Их некому закрыть.