После тяжелых
теоретических выкладок, как и обещал, занимаюсь скальпированием издания, не имеющего аналогов не только в российской, но, по-моему, и в мировой журналистике - “Сноба”.
Недавно с удивлением обнаружил, что читаю этот журнал всего лишь год, а кажется - не расставался с ним никогда. Обратил внимание на
кричащую обложку - и купил не задумываясь (то есть купился на только что проведенный редизайн).
Если исходить из тех гипотез, что описаны в предыдущем посте, “Сноб” является сегодня самым передовым изданием, так как в полной мере удовлетворяет читательский запрос на публичность. Контент “Сноба” формируется в первую очередь интересами аудитории, и смещение информационной повестки от редакции к читателям ярче всего выражено в литературных
“пляжных” номерах журнала (июль-август).
Недавняя смена главного редактора - Сергей Николаевич, редактор тех самых “пляжных” номеров, сменил Владимира Яковлева - только подтверждает эту теорию. Любопытно, что Николаевич практически слово в слово
повторяет Андрея Мирошниченко:
“Если уж мы создали это пространство, если мы говорим: «Приходите, это ваша площадка!», то не только для того, чтобы пообщаться друг с другом, но затем, чтобы реализоваться в самой общедоступной и привычной форме, то есть в слове”.
“Можно описать будущую функцию медиа так: медиа должны стать издательскими площадками для… своих читателей. Придется придумывать для читателей форматы и сервисы, обеспечивающие публичный отклик в подходящем контексте”.
Успех литературных номеров связан прежде всего с тщательным подбором авторов, список которых впечатляет искушенного читателя. Пример последнего “пляжника”:
Людмила Петрушевская, Инна Вайссе, Эдуард Лимонов, Денис Гуцко, Ольга Славникова, Евгений Попов, Аркадий Ипполитов, Александр Селин, Анна Матвеева, Екатерина Сошникова, Андрей Макаревич, Михаил Шишкин, Александр Иличевский, Андрей Геласимов, Захар Прилепин, Зиновий Зиник.
Все они являются участниками проекта “Сноб”, на сайте проходит обязательное обсуждение каждого произведения. Какое еще издание может позволить себе выпустить номер, целиком состоящий из опусов его читателей? Ставка сделана на известные имена, но половина рассказов принадлежит обычным участникам.
Из
интервью Сергея Николаевича:
“Литературные номера - специальная история, которая оказалась на удивление востребованной. Впрочем, ничего удивительного в том нет, ведь пространство «Сноба» - и сайта, и журнала - рассчитано как раз на людей, которые к литературе имеют самое непосредственное отношение. Для многих из них писательство - не просто хобби, но дело жизни”.
Вместе с решением проблемы создания контента, востребованного аудиторией, редакция “Сноба” выбирает новаторский путь сотрудничества с читателем - издательский. То есть создает платформу для широкого публичного отклика - вершины
пирамиды читательского интереса Мирошниченко.
Недавний пример - традиционный
“новогодний” литературный номер “Сноба” “Все о моем отце” за декабрь 2010 года (“пляжный” номер “Все о Еве” сделан как продолжение идеи без изменения метода публикации). Характерная “семейная” тема понятна любому читателю и при этом косвенно усиливает коммуникацию между участниками проекта: истории о своей семье, неприкрытая правда создает некую камерность, располагает к доверительному диалогу. Происходит та самая пресловутая социализация аудитории через прочтение текстов таких же рядовых читателей журнала, что провоцирует на более активное участие в проекте.
Спустя полгода после выхода декабрьского номера прошла
презентация книги “Все о моем отце”, в которую вошли уже 36 историй (вместо 22 журнальных). Практически подарочное издание, книга отразила знаменитый журналистский яковлевский размах и стала примером экспериментальной концепции “Сноба” - совмещения в одном проекте черт социальной сети, журнальной продукции, альманаха, книгоиздательского дела и графического искусства (дизайн “Сноба” - отдельная большая тема для разговора).
Успешность такой концепции подтверждается новым издательским проектом “Сноба” - “Герои”, в котором собраны 30 лучших очерков об участниках за время существования журнала (выйдет в ноябре). Идея проста: выжать из предыдущих материалов всю коммуникационную пользу, еще раз обратить внимание читателя на его причастность к проекту, где все разговаривают на равных (немаловажная деталь “Сноба”).
Здесь возникает наивный вопрос: насколько долгоиграющая эта концепция? Рубрика “
Четыре человека” о новых известных участниках выходит постоянно, но большинство так и остаются для проекта “свадебными генералами” - их активность минимальна. Главным препятствием для “Сноба” остается ленивость аудитории- еще одно подтверждение теории читательского интереса. Николаевич о “кризисе лиц”:
“Безусловно, считаю, что должно быть и обновление, мы должны приглашать как известных, маститых авторов, так и совсем новых. Вообще мне не хватает какой-то молодой, новой, другой интонации, какого-то нового словаря времени. Его почти не слышно у нас в проекте”.
Вопрос о литературных экспериментах “Сноба” остается открытым. Уход от традиционной колумнистики и сближение известных авторов и читателей в рамках одного проекта - необычно и привлекательно. Но существует опасность разбаловать публику журналистской смелостью, и ко времени оформления редакционной политики “Сноба” читатели просто разочаруются в издании. А пока занимательно.