“Два дня” у Авдотьи

Sep 21, 2011 22:54



Еще в воскресенье подмывало написать про “Два дня”, но я после фильма слег в продолжительную и сладкую спячку - утренний сеанс, поездка в удивительно для выходного переполненном метро высосали все мои силы. Теперь щенячий восторг утих, настала пора оглядеться.

Смысла писать разухабистую и красивую рецензию я не вижу - фильм нужно смотреть. Это моя первая встреча с Авдотьей Смирновой как режиссером и сценаристом, и я, признаться, был приятно удивлен. По трейлеру видна легкость и ненавязчивость сюжета, однако за такой пеленой усадебной дымки все время кроется если не сарказм, но витающая над головами главных героев (Бондарчука и Раппопорт) ирония, почти романтическая. За что Смирнова ручается точно - жанр фильма: “классическая романтическая комедия”. Из разряда традиционных (читаем - советских). Не в смысле акцентирования внимания зрителя, какой-то назидательности. А в ощущении явного режиссерского стиля в выборе диалогов, фона и т.п.

Витающая ирония делит фильм на множество эпизодов, у каждого из которых какой-то банальный посыл, разумеется, в небанальной форме. Тема противостояния интеллигенции и власти, казалось бы, ужасающе трагическая, переведена на язык литературы и свободных искусств. Поэтому зевать не хотелось даже в тот момент, когда Бондарчук в образе маститого писателя Щегловитова спешит к своей Софье в роскошную усадьбу, где слышит радостную весть: ему звонил Путин!

Расстановка общих мест ясна до стопроцентного предсказания: что власть и интеллигенция плоть от плоти наши, что борьба эта не на жизнь а на смерть, что все мы люди, что не перевелись на Руси тургеневские девушки и циничные хапуги и т.д. Но рядом Маша (Раппопорт) щекочет лысину Дроздова (Бондарчук) в кровати и спрашивает, нравится ли она (лысина) ему. Бегает по музею с ружьем. Рубит правду-матку при замминистра. Сюжет проработан Смирновой (вместе с Анной Пармас) со знанием дела - претензий я никаких не имею.

Но оправданно ли сейчас говорить об интеллигенции? Авдотья Андреевна настаивает. И вообще называет тех музейщиков (из числа которых Мария) чуть ли не квинтэссенцией всей пресловутой “прослойки” (что стала тонюсеньким слоем) и настоящими героями. Не трогая артхаус, посчитаем близкие по теме фильмы из современного проката и… не найдем ни одного! По крайней мере, я со своими скромными знаниями не обнаружил. Все осталось там, за советским бугром. Восхититься самоотверженностью Смирновой я как-то побоялся, но трактовкой проблемы доволен. Даже не трактовой, а самим фактом разговора на такую тему - пусть и в ироническом ключе, - иначе становится как-то стыдно от номинации михалковской “Цитадели” и прочих “Беременных”. А так - уверенность, что иногда (с перерывами лет на пять) появляются качественные российские ленты не только с разговорами о загадочности нашей души. Что не мешает фильму провалиться в прокате.
Previous post Next post
Up