Сегодня, покупая книгу в книжном киоске РАНХиГС по важном для меня тематике (изучение социальной онтологии, дискурса и символического порядка), еще раз задумался (и убедился в верности размышлений) по поводу сущности информационного общества.
Теория рисует информационное общество (где экономический успех неотделим от обладания специфическим профессиональным знанием) как великое достижение социального прогресса. В какой-то степени это так. В этом обществе успеха добиваются именно те, кто обладает определенными знаниями, которые теперь важны не просто как понимание, но и как умение эти знания прикладывать к действительности.
Однако коммерциализация знаний в высшей степени приводит к тому, что они превращаются в редкий элитарный ресурс. Практических следствий два:
- Вы должны платить за знания как можно больше (правда, приобретая их, вы не можете быть уверены в том, что а) эти знания до сих пор актуальны б) Вы сможете их искусно применить);
- знания оказывается невыгодно распространять. Если у Вас есть инновационная технология, то будете ли Вы трезвонить о ней в каждом научном журнале или же успешно продадите ее, заработав деньги? Вам становится выгодным делать научное знание "эзотеричным", т.е. доступным лишь немногим. Устаревшие знания - пожалуйста, сливайте в открытое информационное пространство, сколько хотите (отсюда в большинстве научных журналов стоит один треп). А вот те, которые своевременны, важны и полезны - надо тщательно прятать. Потому и большинство приносящих выгодных в экономическом или политическом плане технологий (непосредственно "технических" или "социальных") различные компании тщательно засекречивают, а вопрос об охране "прав интеллектуальной собственности" становится одним из ключевых.
А потому большинство коммуникативных теорий летят к чертовой матери. Расширение информационного пространства не ведет к резкому улучшению его качества, даже напротив. Особенно это видно в социальных науках. Много ли Вы можете найти публикаций, в которых глубоко описываются текущие политические, экономические, социальные процессы? Могу сказать: таких единицы (и то в лучшем случае они будут говорить о дней прошедшем, а не настоящем). Большинство, что публикуется на данный момент, - пустая демагогия либо очень общие формулы. Серьезные и актуальные разработки могут быть опубликованы лишь в двух случаях: либо идеалистом, либо теми, кто видит в этом определенную выгоду (как правило, связанную с имиджем).
Единственное исключение составляют различные научные публикации. Однако и с этим не так просто. Во-первых, далеко не все, что кроется под названием "наука", действительно проливает свет на реальность (некоторые представители научного сообщества все больше вовлекаются в научный карьеризм, в
погоне за грантами производя суррогаты). Во-вторых, научные публикации написаны таким языком, что реально могут быть доступны лишь узким профессионалам (и вопрос здесь даже не в терминах, а в том, что каждая серьезная монография и статья содержит множественные имплицитные отсылки к десяткам других публикаций, теорий, мнений, без уяснения которых идея автора не может быть воспринята). В-третьих, тираж таких изданий, как правило, минимален, но зато цена - высокая. Это тоже очень "экономично": издателям же надо зарабатывать, они понимают, что массовый читатель подобное покупать не станет, а читатель заинтересованный - обязательно купит и не пожалеет денег (зато, если у него не будет денег, то он окажется отрезанным от последних открытий и новаций). И самое главное: научные публикации, как правило, содержат общую теорию, а вот как ее применять читатель должен знать сам (если не знает - ему хуже).
Итогом становится не только засорение информационного пространства, но и то, что постепенно утрачивается возможность производства новых знаний в силу двух причин. Во-первых, слишком уж много информационного шума и бреда, на который приходится отвлекать внимание; во-вторых, научный прогресс возможен лишь в тех случаях, когда есть эффективная коммуникация в научной среде. Но ее - нет. И нет по описанным выше экономическим причинам.