Возникший в украинских (и, наверное, не только) массах ажиотаж в связи с выходом в прокат
фильма "Аватар" мне был не совсем понятен. Да, его заранее провозгласили как первое (коммерческое? массовое?) кино в 3D-формате, и фрагменты только подогревали интерес публики. И заявления о 10-ти годах работы над картиной (которые просто таки не могли быть потрачены мимо кассы) безапелляционно запали в уши томящегося в ожидании развлечений зрителя...
Впрочем я до сих пор не могу уловить, в чём кайф, если явиться на просмотр именно в день премьеры (в случае с "Аватаром" премьерность растянулась на неделю, должно быть), тем более, что многие из "первопроходцев" и не собирались писать отзывы кроме "зачот" или "круто".
В общем, я был немножко слишком в шоке, когда в последние дни декабря ушедшего года выяснил (благо у
кинотеатра IMAX в Киеве свободные места и продажа билетов доступны через Интернет, за что я это заведение зауважал ещё истовее :), что не только козырные места раскуплены на недели вперёд, но и неудобные сеансы (в 10 утра или в 2 часа ночи!) идут с полным залом (наверное, есть в этом какой-то резон, если, к примеру, приехать из Белоруссии на сутки и идти "ночевать" в кинотеатр - однозначно дешевле, чем в гостинице).
Тем не менее на 3-е января мне удалось добыть нужное кол-во билетов на сеанс в 21:30 (кстати, онлайн-билеты IMAX'а - несомненно прогрессивный шаг вперёд), и я ни разу не пожалел...
Сюжет пересказывать не буду. Он по-сказочному незатейлив: меркантильные дельцы, манерно отвернувшись, отпихивают военным сапогом культурные ценности тех, кто случайно заслонил путь к злату. Но, как известно, и добро должно быть с кулаками супермена. В результате - массовая бойня, сопровождающаяся повальным геройством "добрых парней". И, конечно же, финальная схватка, где "зло" получает по заслугам.
Фонтанов земной или инопланетной кровищи вы не увидите: эти аспекты показаны без шокирующих физиологических подробностей. Надобно думать, сделано это намеренно, дабы расширить целевую аудиторию (в некоторых странах, если верить
IMDb.com, разрешено водить детей 11-ти лет). Из тех же соображений любовная сцена показана на уровне поцелуев (а я-то ожидал хотя бы контакта концами косичек :).
Зато с поразительной тщательностью и просчитанным реализмом создан инопланетный мир (хотя летающие горы да ещё с водопадом мне показались ... эээ... несколько абсурдными с точки зрения банальной эрудиции). И явная идея духовной взаимосвязи (с анатомической поддержкой, я бы сказал) всех представителей живого мира Пандоры достойна глобального восхищения.
Аватар для героини Сигурни Уивер получился мгновенно узнаваемым (видимо, по характерному носогубному треугольнику), другие "сновидения" тоже вышли забавными.
Племя синекожих На'ви назойливо напоминает земных аборигенов только в рафинированном виде, пригодном для одобрения в глазах среднестатистического обывателя.
Великолепие ночной флоры вызывает ассоциации с сиянием неоновых мегаполисов.
Так где же этот иной мир? :)
Подобных примеров конфликта цивилизаций было (и будет?) в земной истории предостаточно. Жаль, что бумеранг возмездия настигает "плохишей" в реальном мире реже, чем в заэкранном бытии. Впрочем и по ту, и по эту сторону киноплёнки - те же люди: ни голубая кровь, ни синяя шкура не оправдывает жестокости по отношению к инакомыслящим. И каким бы внешне непохожим ни был новый/выдуманный мир, ему будут свойственны те же человеческие заблуждения: зуб - за зуб, глаз - за глаз. Видимо, до тех пор, пока учёные не откроют иных законов жизни...
Про игру актёров сказать нечего: этот аспект я уж давненько воспринимаю сдержанно - если глаз не спотыкается на телодвижениях персонажа, то считаю, что он был отыгран хорошо.
Обращают на себя внимание эпизоды с парализованным героем: напр., там, где он лихо управляется со своими атрофированными ногами - очень убедительно смотрится (не эти ль сцены больше всего репетировали? :). И когда герой катится в коляске с обнажёнными по колено ногами (в шортах? с задранными штанинами?), они действительно производят впечатление немощных и убогих (думаю, его конечности в некоторых сценах тоже были визуализированы компьютером).
Игра синекожих в 3D-формате тоже завораживает. Мозг с трудом напоминал себе, что сцены с их участием - всего лишь плод воображения и стараний дизайнеров, а не реальное действо в заморских тропических лесах.
Отдельно остановлюсь на 3D-впечатлениях. Во-первых, сеанс был без ожидаемого мною антракта, хотя фильм достаточно долгий (не забудьте сходить в туалет заблаговременно, впрочем тару из-под попкорна можно использовать вместо утки ;). Во-вторых, во время просмотра телу было жарко (возможно, вызвано это плохой вентиляцией при полностью заполненном зале и/или зимней обувью на ногах) и шея подустала (крайние места в 11-м ряду). В-третьих, изображение на экране воспринималось настолько реальным, что несфокусированность некоторых его частей сразу же бросалась в глаза (зритель, к сожалению, пока не может контролировать фокус камеры).
Мне кажется, подход к сценам (мизансценам?) остался прежним, несмотря на то, что формат съёмок продвинулся на шаг вперёд.
Надо отдать Дж.Кэмерону должное: он таки войдёт в мировой зал славы как человек, который совершил революцию в киноиндустрии. Несмотря на то, что многие из поколения постинформационного общества разучились удивляться, первая 3D-ласточка, на мой взгляд, знаменует новый виток во многих отраслях промышленности (производство портативных 3D-камер, перезапись фильмов в 3D-формате, установка 3D-кинотеатров дома, 3D-телевидение и проч.).
И пусть "Аватар" прост по сюжету, но по мощности эмоционального воздействию я бы сравнил его с древним фильмом
братьев Люмьер "Прибытие поезда" (кстати, на
англ.странице упоминается существование 3D-варианта этого фильма), который в своё время тоже вызвал фурор среди достопочтенной публики.
Как жаль, что не заснуть нам под Женевой и не намокнуть под аммиачными дождями Юпитера... Утешительный попкорн - в студию! ;)