Воспоминания о "советской эпохе"

Aug 09, 2020 16:12

Как человек рожденный в СССР, я с большим интересом читаю попадающиеся на глаза материалы о той эпохе - что-то перекликается с собственными воспоминаниями, что-то вызывает удивление, ингогда вступаю в полемику (см. свежие образцы - один, два), так как считаю, что мне есть, что добавить. Тема эта достаточно популярна в ЖЖ и регулярно пополняется свежими заметками, например, от таких авторов как germanych и maxim-nm. Наверняка есть и другие, но что-то путёвое отметить не могу.
Актуальный мотив материалов о той эпохе - разоблачение, осуждение, осмеяние и аналогичные негативные формы.
До недавного времени я придерживался некоей усреднённой позиции о советском периоде - да, были "перегибы на местах", но в целом "жить можно". Но в какой-то момент ( точнее) я осознал, что между ключевыми воспоминаниями других и моими проявляются радикальные нестыковки. Вернее, мой набор воспоминаний как будто неполный, чего-то не хватает, а кое-что даже противоречит.

Учитывая, что СССР был территориально крупным образованием, часть нестыковок можно было бы списать на региональные и климатические особенности или, скажем, на национальный фактор. Но европейская часть Союза, надо полагать, была достаточно однообразна, и в её пределах воспоминания должны быть похожи, не так ли?
После некоторых раздумий я сверился с хронологией. Родился я в 77-м, и считая, что какая-никакая осознанность проявляется к средним классам школы, в которую я поступил в 84-м, выходит, что мои воспоминания начинаются ориентировочно с этапа "перестройки", а предшествовавший этому период (от моего рождения) я воспринимал под "колпаком детства".
Под таким ракурсом уже проще объяснить то, что я не помню очередей (полагаю, родители занимались этим, пока я был в детском саду или же имели какой-то иной способ добычи товаров первой необходимости) или навязчивой идеологической обработки (полагаю, к середине 80-х этот способ пропаганды приглушили).
При этом я избирательно помню дефицит, например, туалетной бумаги, вместо которой применялись газеты помягче (их тогда было в избытке), и интересных книг (брали у родственников почитать или в библиотеках).
И ещё припоминаю ситуацию, когда по пути в школу (может, это был 2-ой или 3-ий класс) друзья-близнецы сказали мне, что родители сообщили им, что Сталин был "злодеем" (точную формулировку и пояснения, к сожалению, не помню). В тот момент я испытал шок, и мои устои октябрёнка пошатнулись, но и возразить мне было нечего. Т.е. идеологическая обработка детей всё-таки велась, что вполне понятно, так как октябрята, пионеры и комсомольцы - это не просто значки, галстуки и речёвки, а звенья коммунистической идеологии.
В общем, интересно было бы покопаться в своей памяти и структурировать воспоминания - вдруг что-то уникальное всплывёт. И если на меня ещё когда-либо одновременно накатят приступы прокрастинации, ностальгии и графомании, то вот план, чтоб сверять хронометр "машины времени":
  • дошкольные годы (1977-1984 гг.)
  • начальные классы 1-3 (1984-1987 гг.)
  • средние классы 4-7 (1987 - 1990 гг.)
  • старшие классы 8-9 (1990 - 1992 гг., распад СССР)
  • старшие классы 10-11 (1992 - 1994 гг.)
  • институт (1994 - 1999 гг.)
У человека, который не жил в СССР или не был тогда достаточно взрослым, чтобы воспринимать действительность всесторонне, обзор из Википедии может сформировать противоречивое представление. Показометры, на первый вгляд, выглядят внушительно - сверхдержава, наибольшая территория, покорители атома и космоса и всё такое.
За кадром, правда, остаются жизненные ощущения того времени.
Мотивация людей, желающих реанимации "Союза" в том или ином виде, мне, признаться, не всегда очевидна - то ли это желание вернуть детство/юность/молодость/здоровье, то ли жажда вновь обрести былое социальное положение, то ли невыразимая тоска о чём-то утраченном.
Думаю, найдётся много людей, которые будут категорически против такого "реверса", и их мотивы тоже можно понять - то ли их "совок" радикально чем-либо не устраивал, то ли им и сейчас хорошо живётся.
Я бы, наверное, рассмотрел варианты, позволяющие взять из СССР конкретные полезные практики и разобраться, как их применить в текущих реалиях. Осталось дело за малым - выяснить, а осталось ли в масштабном прошлом что-либо, представляющее ценность в современных условиях?

ussr, society, history, memoirs, thoughts

Previous post Next post
Up