Воспоминания о школе.

Feb 04, 2010 13:53



В эту пятницу в моей школе будет вечер встреч выпускников.  Мой класс юбилейный в этом году, для нас будут учителя и дети петь-танцувать, а мы должны дать ответное слово. Меня попросили что-нибудь придумать, а я и говорить толком не умею,  могу только базарить. Подумала на листочке написать текст благодарности и порепетировать или дать девченкам, потому что на школьной сцене я либо теряю штаны, либо расстегивается моя рубашка, либо просто забываю слова и смотрю жалобным взглядом, но улыбаясь, на всех подряд шипя: " я не могу!" Так вот,  в результате у меня получился целый рассказ, и я подумала проиллюстрировать его парочкой рисунков, если его поймут и одобрят:  
Однажды, почти 20 лет назад, много маленьких детских ножек с радостью и любопытством вбегали по лестнице к знаниям, в нашу советскую школу.  В то же время порог школы переступили еще две ноги, но другие. Они были такие, что, если каждый ученик встанет рядом, то окажется ростом не выше колена. Тогда мы и узнали, что вместе с нами пришел «дилектор Варела Вселдыч». Большим открытием для нас стало то,  что у него тоже есть указка, а так же карты, атласы, глобусы и, как мы узнали еще позднее, метательные ключи. «Будешь еще ТАК себя вести - отведу к директору!» - говорила наша первая учительница «Галина Гёргивна». Любому первокласснику понятно, директор командует учителями и ругает учеников. Высокий и большой он только потому, чтобы его боялись. А еще он сидит в отдельном кабинете, в котором очень страшно.

Самое долгожданное мероприятие свершилось: на груди каждого ученика красовалась красная звездочка, в руках мы с радостью сжимали маленькие красные флажки. Мы стали почти взрослыми и это не могло не радовать! А еще стало появляться некое «воображульство», писком моды и предметом зависти являлась пластмассовая звезда с фотографией Ленина, ведь железная была у всех! Заветной, но так и несбывшейся мечтой остался пионерский галстук. Зато мы знали разные сопутствующие слова того времени: ваучер, перестройка, забастовка…«А давайте устроим забастовку?»- предложил один из наших классных героев-мальчиков. И мы устроили. Тупо стукая ногами по полу и ударяя ладонями по партам, выкрикивали: «За-ба-стов-ка! За-ба-стов-ка!» Постыдный и бессмысленный поступок, причем со стороны и мальчиков, и девочек. Вот тут-то всем нам и досталось, но как именно?! Кто помнит?  Одно точно - директора мы тогда все видели, но не в страшном кабинете, а в родном классе, в котором просидели еще пару часов после уроков.

Так же очень страшно было идти в кабинет завуча, Куликовой Татьяны Егоровны, ведь «зауч» по определению заучивает. А  многие считают, что «зауч» и «дилектор» - не иначе как муж и жена. Но почему при нашей первой встрече она просила нас только читать и даже не ругала, а лишь посматривала на секундную стрелку своих часов?!

Наша первая «классная мама», Юрикова Галина Георгиевна остается в памяти такой, какая должна быть первая учительница: ласковая, понимающая, безупречно ухоженная, порой очень строгая. Она была не только учительницей, она была и воспитательницей. Но пришло время расставаться с ней, и мы, не без ревности к новым маленьким обитателям уже бывшего нашего класса, проходили мимо родной двери.

Теперь мы стали почти старшеклассниками, уже на голову выше! Мы будем ходить на каждый урок в новый класс, на первом и самом верхнем этажах и даже в интернате! И в «столовку» не нужно идти строем по парам. Если кто-то в первом классе носил «на всякий пожарный» случай в своем ранце или в портфеле: букварь, все учебники, все прописи, все прочие учебные принадлежности, выданные в школе 1 сентября, то в скором времени на каждую парту мы составляли междусобойное расписание разделения учебников, которые нужно принести каждому.

Именно на первом этаже, уже знакомом нам, но неизведанном до конца, и находится кабинет географии с портретами великих мореплавателей и путешественников, с атласами и картами, с глобусом и раковиной, растущей прямо из стены. А еще здесь действительно преподает географию и экономику сам директор, но иногда уступает этот кабинет Стругалевой Наталье Борисовне, которая учила нас природоведению, а так же устраивала нам увеселительные мероприятия вместе с Богеевой Татьяной Викторовной. А почему бы директору не уступить, ведь у него вообще есть своя комната?! Кто-то из наших ребят, уже побывавших в директорской, сказал, что там находится даже сейф!

Рядом располагается самый здоровский класс, где телевизор в стене и занавески, за которыми можно играть в прятки. Там есть и кинопроектор, по которому мы смотрели всякие фильмы, познавательные и не очень, тоже раковина в стене и еще один кабинетик прямо в классе. Здесь живет учитель математики,  физики,  астрономии, информатики Николай Константинович Алипьев. Он показывал нам фильмы, учил нас школьным урокам и веселил жизненными историями. Девчонки Констанцию Николая Константиновича всегда любили, он же похож на гардемарина!

С кабинетом музыки и ИЗО мы знакомы, в нем нас принимали в октябрят, там же мы пели и пританцовывали под приятный голос Татьяны Анатольевны Головчан, которая прекрасно играла не только на фортепиано, но и любила побаловать наш слух игрой на флейте. Жаль только, что нас не учили играть на музыкальных инструментах, но зато мы поголосили вволю, кто не стеснялся, конечно. В этом же самом холодном кабинете школы нам прививали эстетический вкус, учили ваять, малевать, лепить и воплощать красками, карандашами и «фломиками» творческую фантазию в детских альбомах для рисования две достойные и утонченные художницы: Дёрина Людмила Леонидовна и Садова Елена Николаевна. Очаровательная и ласковая Елена Николаевна стала  «классной мамой» 5 «Б» классу. Ах, да, ведь нас поделили на два класса: «Ашки» и «Бэшки». Так вот, «А» - Ашки, они же алкоголики, как говорили мы тогда, а «Б»- Бэшки - бандиты. Вторая «классная мама» не выдержала напора бандитов, и нас усынодочерила та самая Татьяна Егоровна Куликова, которая в первом классе просила нас читать вслух, а сама поглядывала на стрелку часов. Теперь мы прочувствовали истинную строгость бытия. На строгость мы отвечали страхом, пропитанным глубоким уважением. Всё же мы считали, что нам крупно повезло - ведь у Татьяны Егоровны много мела в кабинете, можно будет взять кусочек-другой и порисовать на асфальте у школы. В дальнейшем у «Бэшек» появился «классный папа», об этом чуть позже, а Татьяна Егоровна до конца школьных лет обучала точным наукам и грамотно придерживала нас в узде. Фактически, она осталась нашей «классной мамой», даже, вернее, «классной крёстной мамой».

Наконец-то, мы попадаем в интернат! Когда заходишь в него, то по правую руку размещается кабинет истории. В этом маленьком, как в далекие времена был мир, но уютном классе, солнце светит так сильно, что кажется, проваливаешься в гущу уже произошедших событий прошлых веков, о которых нам рассказывала Нина Владимировна Погодина. Ей тоже пришлось с нами вволю повоевать. Тепло исходило и от книг на полках, украшенных аппликациями с  колоритными людьми и фрагментами событийных дат жизни всех времен и народов. Одно но, если заслушаешься и вовремя не услышишь звонок, а урок истории второй или третий по счету, то можно сильно опоздать в столовую.

В самом низу интерната - кабинет труда для девочек, там их учат рукоделию, готовить еду и еще всяким домашним хитростям. А учит их ни кто иной, как классная мама «Ашек» Галина Викторовна Пацык. Она была нашей опорой и поддержкой долгие пять лет. А в её кабинете можно было полакомиться какими-нибудь кулинарными изысками, приготовленными ученицами других классов, «втихаря», разумеется. У Галины Викторовны не только были дни угощения с ощущением праздника, она так же преподавала нам и физику, и английский язык какое-то время. По соседству, в мастерской жил добрый дяденька Петр Васильевич, который чинил школьную мебель.

В интернате еще располагался кабинет английского языка, которого по большому счету, к сожалению, в нашей школе не было. Но учителей мы помним, правда отчасти только имена, пусть будет не в обиду: Назарова Ольга Геннадьевна, Светлана Степановна, Наталья Владимировна. В рядом расположенной библиотеке Марина Леонидовна Орлова или Березина Елена Петровна разрешают взять почитать какую-нибудь книгу, положенную по возрастной категории, попросят вернуть уже прочитанную или просто пролежавшую.

Поднимаемся на верхний этаж, по пути к которому на лестничных площадках встречаются старшеклассники. Здесь находится учительская, где нас обсуждают, ругают, хвалят. Напротив учительской размещается еще один любопытный класс, в котором можно найти массу интересных вещей: восковые грибочки, чучела птиц, скелет человека, различные гербарии, колбочки, пробирки, химические вещества, спиртовые таблеточки, которые горят ярким пламенем. Это кабинет биологии и химии. В нем живёт наша милая Ольга Сергеевна Борисовская, которая хоть иногда и смотрит строгим взглядом, но всегда одарит доброй улыбкой, поможет не только в учёбе, но и поинтересуется личными делами. Еще две жительницы этого класса, женщина советских нравов Александра Васильевна Некрасова и Наталья Ириковна Бондаренко, покажут химические опыты, от которых приходят в восторг самые юные фокусники. Большущий шкаф в самом углу класса не раз прятал в себе учеников, просто озоровавших или неподготовленных к урокам.

На этом же этаже располагаются по соседству два кабинета двух учительниц по математике, алгебре и геометрии, двух Татьян, но с разными отчествами: Фёдоровна и Егоровна. Одна у «Ашек», другая - у «Бэшек». Татьяна Фёдоровна Толппа преподавала «Ашкам», учила достаточно твёрдо и строго, но любила и поюморить. Класс же другой Татьяны стал сначала квартирой «Бэшек», а потом нашим родным убежищем вновь объединившемуся классу до конца школьных лет.

Кабинеты литературы и русского языка находятся рядом, словно два соседа, поселившие в себе двух загадочных сударынь, которые разговаривают песнями на русском литературном языке. В одном из кабинетов живет учительница «Ашэк» Мельникова Марина Владимировна, тоже теплая и понимающая, как мама. В другом, более выгодном по месторасположению для учеников, кабинете ждет на урок нас наша доброжелательная Литашова Людмила Валентиновна. Она всегда даст шанс на исправление ошибки, всегда поймёт, всегда ласкает взглядом своих выразительных глаз. «Чем же выгодно месторасположение класса для учеников?» - спросите вы. А истинные знатоки ответят, что просто напросто этот кабинет располагается слишком далеко от Вселыча директора, поэтому здесь можно вытворять любые фокусы.

Спустимся на самый нижний этаж, ведь на самом-то деле, с него и начинается наш каждый школьный день. Кто же подает школьные звонки на урок и на перемену? Кто же разрешит нам повесить курточки-пальтишки на вешалочки, которые разделены на 2 части, для младших и старших жителей школы? Конечно, баба Валя! А потом была другая, но тоже бабушка. Как здорово каждый новый учебный год вешать одежду на новую вешалку, всё ближе и ближе к выпускному классу. Быть взрослыми - это же куда интереснее, чем ходить каждый день в школу и что-то там читать-писать-учить! Хотя в столовой иногда угощают чем-нибудь вкусным. Ах, да! Мы добрались к вкусной части наших воспоминаний. В «столовке» можно постукаться стаканами, как взрослые стукаются «лимонадом для взрослых», можно спрятать булочку в карман и втайне пронести от дежурных. А если ты сам дежурный, то ты - король столовой и можно вдоволь покомандовать, даже стол для тебя протрут тряпочкой более мелкие обитатели школы.

Рядом со столовой размещен медицинский кабинет. Ольга Викторовна Кольцова делает уколы быстро, да еще и с улыбкой. Если не очень хочешь уколов, то можно спрятаться под лестницами, ведущими наверх. В другом конце коридора слева можно заглянуть в гости к Березину Андрею Древесинычу Валентиновичу, деревянных дел мастеру. Мальчишек он обучал колотить-мастерить. Девчонки тоже радовались общению с этим приятнейшим и обаятельным учителем, но на уроках ОБЖ. Вот мы добрались до зала, который спортивный, временами праздничный, временами прогулочный, если хорошенько в нем спрятаться. Здесь холодно, но можно и нужно согреваться физической зарядкой, можно сесть на канат и качаться до посинения, до ветра в голове, пока в чувства тебя не приведет звонкий звук свистка, призывающий выстроиться в шеренгу для начала урока. Свист «Стройсь!» принадлежал нашему Николаю Николаевичу Сердюкову, первому «классному папе» «Бэшек». Он-то и приютил нас после долгого времени скитаний по разным «школьным родителям». Дядя Коля Николай Николаевич устраивал нам походы и сумасшедшие гонки на лыжах. Он любил нас, и мы любили его, он баловал нас и ругал, как настоящий отец, а мы не всегда слушались, родители ведь все прощают!

Часть из нас быстрее повзрослела и покинула стены школы, а другая часть решила продлить себе детство, выбрав по разным причинам такой путь. «Ашки» снова сдружились с «Бэшками» и у них появился новый общий «классный папа» - тоже спортсмен в нашей школе, тоже Николай Николаевич. Фамилия его Лёшин. Порой мы не понимали и не хотели его понять , а он не понимал, но старался понять нас. Мы считали, что знаем наших учителей лучше, чем он. Он же, в свою очередь, улыбался и делал по-своему, но в лучшую сторону для нас.

Настало время спуститься со школьных ступеней во взрослую, полную препятствий, жизнь. C радостными лицами, так же как вбегали сюда впервые, мы покинули наши родные стены, в которых «прожили» целых 10 лет рядом  друг с другом и с учителями. Почему-то хотелось поскорее повзрослеть. А сейчас, спустя еще 10 лет, почему-то хочется все наоборот… Как бы это назвать… Помельчать? Помолодеть? Из взрослых превратиться в маленьких. Но всему свое время, во взрослой жизни есть свои прелести. А школьные годы останутся в приятных воспоминаниях.

Судьба у всех разная, как и люди разные. Кто-то волею судьбы из наших одноклассников не дожил до этого дня… Более того, вовсе не увидел белого света глазами взрослого человека. Такова жизнь!

Каждый год, у которого в конце будет стоять «0», будет юбилейный для нас. Трудно не обратить на это внимание. К тому же, разве можно забыть нашего школьного одногодника Вселыча Валерия Всеволодовича?! Он же ди-рек-тор! Как мы все давно уже знаем, он вовсе не страшный и не злой, а очень приятный собеседник, с отличным чувством юмора, обладающий приятной и обаятельной внешностью, словом «мужчина в самом расцвете сил и лет»!

Когда  садишься в калязинский автобус во время после обеда, вдруг становится тепло от воспоминаний детских школьных лет. «Причем тут автобус?» - спросите вы. Секрет прост: в школу мы уже не ходим каждый день, а в автобусе можно встретить кого-то из тех родных людей, кто долгие годы безвозмездно дарил нам свои знания, умения, время и нервы.

Previous post Next post
Up