Артём Чернов: "Фотография - современный язык общения".

Mar 30, 2011 18:32


В сетях сетевого сообщества репортажной фотографии, возглавляемой известным московским фотографом Артемом ЧЕРНОВЫМ, оказался и Сахалин: в областном художественном музее открылась выставка «Мы», представляющая творчество 57 авторов, сотрудничающих с популярным сайтом «Фотополигон».

- Артем, если не секрет, как физики перерождаются в лирики? Прежде чем окончить ВГИК, вы ведь получили диплом физика в МГУ…

- Я окончил МГУ в 1993-м, и вы должны помнить, что это было за время. Из 500 с лишним человек нашего замечательного курса в науке себя нашла лишь треть, да и то в большей степени за рубежом. А между тем жить как-то было надо… Если честно, на последних курсах университета я больше занимался студенческим театром и фотографией, нежели физикой. Ну а желание научиться снимать кино ко мне пришло еще в школьные годы. Так что все вроде бы логично.

- Сегодня в Интернете довольно много фотопорталов. Что же вас побудило в 2005-м создать еще один - "Фотополигон?

- Фоторесурсов в сети действительно предостаточно, но вот репортажная фотография, согласитесь, в середине 2000-х была представлена более чем скромно, и не только в русскоязычной части Интернета. С того времени, как появился «Фотополигон» (сначала на страницах ЖЖ), ситуация стала меняться. Сайты, блоги, построенные на репортажной фотографии, растут как грибы. Плохо вот только, что создатели фотографий для этих ресурсов пока не получают от них финансовой отдачи. Их труд зачастую используется пиратским образом. А между тем, для того, чтобы хорошего качества фотожурналистика выжила и развивалась дальше, надо, чтобы денежный поток был перенаправлен к авторам. Думаю, что в ближайшие годы эта система будет отстроена.

- Согласно данным Google Analytics «Фотополигон» ежемесячно посещают до 70 тысяч человек. Кто эти посетители? Что ищут на www.photopolygon.com, и что там находят?

- Во-первых, и в-главных, это люди, которые занимаются фотографией, а таких с каждым днем становится все больше и больше, а все потому, что, по моему глубокому убеждению, фотография сегодня используется как современный язык общения. Язык, с помощью которого можно рассказать о себе, о своих впечатлениях и проблемах, о проблемах той местности, где живешь. Согласитесь, не каждый сегодня владеет пером настолько свободно, чтобы красноречиво, во всех красках рассказать о перечисленном выше. А вот объектив позволяет сделать это многим. Другое дело, что у кого-то здесь получается лучше, у кого-то хуже.
Наш сайт помогает выбрать и представить наиболее талантливых фоторассказчиков самому широкому зрительскому кругу. Кстати, раскрываясь на страницах «Фотополигона», лучшие из лучших получают предложения и от других информационных ресурсов, а некоторые из них стали уже известными.

- Как родился проект выставки «Мы», которая уже побывала в нескольких городах страны?

- Инициатива по выходу «Фотополигона» в offline принадлежит новосибирскому фотопродюсеру Валерию Кламму. Когда я начал отбирать лучшее из лучшего, передо мной выстроилось некое лоскутное одеяло - во многом эклектичный, но при этом очень симпатичный портрет территории, которая когда-то считалась Советским Союзом. Зритель, приходящий на «Мы», имеет возможность побывать одновременно в 50 точках на карте постсоветского пространства, которые мы попытались связать в одно целое.

- Почему не мир, не Россия, а именно СССР? Не кроется ли в этом нечто ностальгическое?

- Нет, это не ностальгия, а банальная констатация фактов. Будучи фотожурналистом, я очень много перемещался по этому пространству, и. надо сказать, везде чувствовал себя очень комфортно. Мне не надо было преодолевать ни языковой, ни культурный барьеры. Несмотря на то, что минуло уже 20 лет, как между бывшими республиками появились границы, люди, живущие на территории бывшего СССР, по-прежнему представляют собой нечто целое, И мне хотелось это подчеркнуть.

- Интересно, а сахалинская «точка» зафиксирована на вашей фотокарте?



- На ваших островах пять лет назад довольно плодотворно поработал новосибирский фоторепортер Андрей Шапран. На нынешней выставке можно увидеть всего один кадр из большой островной серии, но какой! По мнению одного из наиболее уважаемых в мире фотографии специалистов Александра Лапина (его учебник по фотокомпозиции известен многим), кунаширский снимок Андрея «В термальном источнике» - один из пятерки лучших в экспозиции «Мы». (Слева - фото Андрея Шапрана "В термальном источнике")

- Параллельно с выставками вы проводите и семинары. Учебный «Фотополигон» - это вуз, школа или некая клубная секция фотографии? И вообще, кого и как можно научить фотографии?

- На счет научить, даже не знаю… Если есть способности и самое главное желание, то человек и сам научится. Об этом мне еще во ВГИКе говорили.
Что касается семинаров, то в какой-то момент проекту надо было зарабатывать, и я не нашел другого выхода, как попробовать передавать накопившийся опыт. То, что я преподаю, это азы композиционных законов, в которые меня посвящали и во ВГИКе, и на курсах при Союзе журналистов СССР. По сути это азбука фотоязыка. Если хотите, на своих занятиях я знакомлю с синтаксисом и пунктуацией фотографической грамматики.

- А кого лично вы считаете своими учителями в фотографии?

- Очень много ценного я узнал на курсах фотожурналистов, которые закончил в 1990 году. С основами профессии нас знакомили такие корифеи фотографии как Дмитрий Бальтерманц, Геннадий Копосов, Игорь Гаврилов, Валерий Генде-Роте, Дмитрий Донской, Николай Рахманов. Каждый из этих замечательных мастеров и просто людей не только читал нам свои лекции, но и, показывая конкретные работы, рассказывал, как они рождались. Параллельно шел постоянный разбор и наших фотографий.

- Многие убеждены, что фотоуспех напрямую зависит от техники в руках: чем она мощнее и дороже, тем лучше фотоснимки…

- Глубокое заблуждение. И свойственно оно в основном новичкам. Абсолютно не важно, чем ты фотографируешь. Поверьте, можно снять гениальный репортаж и мобильным телефоном, и фотоаппаратом «Смена-8м», использовав фотопленку с какой-нибудь распродажи. Главное, чтобы вы обладали умением построения кадра и при этом понимали, ради чего взяли в руки камеру, что хотите показать и сказать. При этом вы должны трезво оценивать технические возможности своей аппаратуры и как можно более грамотно их использовать.
Посмотрите, насколько сегодня популярны фотографии, отснятые «Полароидом». Мутноватые квадратики с искаженным цветом собирают коллекционеры, зачастую покупая и продавая их за большие деньги на различных аукционах. Эти снимки имеют необыкновенное обаяние. Не случайно, что сегодня кое-кто пытается возродить производство «столь несовершенной техники».

- Есть ли в вашем сегодняшнем фотоарсенале так называемая мыльница?

- У меня вообще сейчас нет фотоаппарата.

- ?

- С тех пор, как год назад сломал ногу, я пока вообще не снимаю. Вообще же не изменяю Canon. Когда придет время отбросить палочку, приобрету его, только, разумеется, более продвинутую модель.
Если же говорить о мыльнице, то именно этой «маркой» был снят фоторепортаж, за который я получил награду одного из престижных российских фотоконкурсов. Возвращаясь с редакционного задания (снимал президентские выборы), стал свидетелем пожара Манежа. Поскольку вся пленка была уже «расстреляна», пришлось доставать ту самую 5-мегапиксельную мыльницу (приз за победу в другом конкурсе) и снимать. О результате я уже говорил.

- Как часто и какие снимки с «Фотополигона» появляются на сайте журнала «Русский репортер»?

- Работы с «Фотополигона» там вывешиваются ежедневно. Но чтобы расширить свою зрительскую аудиторию, автору надо безусловно постараться. Журналу нужны не просто отдельные красивые снимки, а законченный репортаж. Справитесь с поставленной задачей - увидите свою работу на сайте РР-online.

- Значит разговоры о том, что фотографу сегодня негде реализоваться - это всего лишь разговоры?

- Думаю, да. В новостях того же «Фотополигона» вы можете встретить немало дельных предложений. К примеру, недавно за помощью обратилась бригада Леонида Парфенова. Для его книжного варианта «Намедни», рассказывающего о 2000-х годах, понадобилось немало снимков, в том числе о японской кухне. Что еще может быть ближе для сахалинских фотографов? Как говорится, перебирай старые фотографии, делай новые снимки.
В ближайшее время я хочу открыть на «Фотополигоне» раздел, в котором любой желающий сможет разыскивать фотографов по регионам. В этой рубрике обязательно будет представлена и Сахалинская область. Убежден, что для многих сегодня это более чем актуальный сервис.

- Выставка, которую вы привезли на Сахалин, отличается удивительной сбалансированностью. Здесь можно встретить и жизнь, и слезы, и любовь, чего не скажешь о работах последних победителей World Press Photo. Жюри этого престижнейшего конкурса все чаще отдает предпочтение жестким по своему содержанию снимкам, в которых кровь буквально вытекает на передний план. Это тенденция современного конкурсного фоторепортажа?

- Скорей всего это нездоровая тенденция отбора работ членами жюри WPP. Да, в мире сегодня льется много крови, которую нельзя не замечать, но ведь наряду с войнами, терактами и цунами происходят и другие события, которые тоже надо показывать, и если они этого достойны, награждать премиями. В противном случае конкурс сможет заработать себе совсем другую репутацию, которая подтолкнет мастеров объектива в сторону других конкурсов, а их сегодня немало.

- За восемь лет работы в «Независимой газете» у вас были десятки интереснейших командировок. С делегацией президента России вы побывали даже в резиденции Ким Чен Ира. Что запомнилось из той поездки?

- Это было первое турне Владимира Путина по Азии, в журналистскую команду которого попал и я. В Северной Корее мы пробыли ровно сутки. Но и этого времени оказалось достаточно для того, чтобы набраться ярких и, я бы сказал, очень жестких впечатлений. Было ощущение, что тебе перенесли в 1930-е годы СССР. Большую часть времени в резиденции Ким Чен Ира, ожидая съемки, я провел в закрытом пространстве. Потом была съемка официальной части встречи двух лидеров и заявление Владимира Владимировича на фоне хорошо известной всему миру фрески с бушующим морем.
Я был одним из двух людей (второй - личный фотограф нашего президента), которые и засняли Путина на фоне этого пейзажа.

- Если не секрет, почему решили оставить газету? Усталость от ежедневной работы накопилась или новые горизонты впереди замаячили?

- Меня не устроило то, что изменился характер работы. Если в конце 1990-х она была интенсивной и потрясающе интересной, я буквально не вылезал из командировок (видел и снимал то, что не видели и не снимали другие), то в середине 2000-х ситуация в газете, как и в целом в бумажной журналистике резко изменилась. Поездки стали просто не нужны. Все, что от меня требовалось - это ходить по пресс-конференциям и снимать говорящие головы. Я почти год протерпел, а потом понял, что еще чуть-чуть и такая нетворческая работа меня попросту убьет. В итоге, имея диплом оператора, я ушел в кино…

- Судя по интонации, это вам не принесло удовлетворения?

- Такого как фотожурналистика, нет. Я в газету попал сразу после экономического кризиса, еще учась во ВГИКе. Надо было что-то есть, и я стал искать подработку. На телевидении в тот дефолтный год не платили, а вот в газете можно было что-то получить. К счастью, газетная работа принесла мне не только деньги, но и удовольствие. Уже скоро понял, что занимаюсь делом, которое мне безумно интересно. Ничего подобного позже, снимая рекламные ролики, музыкальные клипы или короткометражки, я не испытывал. Наоборот, было ощущение, что занимаюсь полной ерундой. В качестве оператора-постановщика снял два телесериала и один художественный фильм, часть из которых не очень-то рекомендую смотреть. Нет, мне не стыдно за сделанное, но все это какое-то несерьезное.

- А «Фотополигон» - это серьезно?

- Очень серьезно.

- Так может быть, стоило заниматься документальным, а не игровым кино, оно все-таки ближе к фотожурналистике?

- Свой последний документальный фильм я снял в 2009 году. Это была работа об интереснейшем московском художнике Владимире Брайнине, чье чувство цвета и, увы, растворяющейся атмосферы старой столицы поразило меня. Но кто видел этот фильм? Вообще, какому зрителю в современной России доступна кинодокументалистика?.. Мне не хочется сидеть и ждать. Мне хочется сегодня и сейчас разговаривать со зрителем, и фоторепортаж в Интернете такую возможность предоставляет.

- У вас есть свой критерий удовольствия, получаемого от работы?

- Утренняя дорога на эту самую работу. Снимая телесериалы, я каждый день отправлялся на работу как на каторгу. А вот в газету буквально летел. До сих пор помню адреналин, который получал у лотка с периодикой возле станции метро: люди влет разбирают свежую газету с оперативно сделанной вчера фотографией на первой полосе и начинают смотреть на событие ТВОИМИ глазами. Это чувство трудно передать, его надо пережить, чего и желаю всем фоторепортерам.

- Какая злая сила выбила у вас из рук фотоаппарат и поменяла ее на трость?

- Да никакая она не злая. Просто, катаясь на лыжах, неудачно съехал с горки. Поначалу сильно расстроился, а потом решил подходить к этому делу философски. Встав на костыли, я познакомился с новыми интересными людьми и, в конце концов, оказался на должности фоторедактора online версии «Русского репортера».

Беседовал Тимофей СЕВРИКОВ.
Фото Антона Максименко и Сергея Красноухова.
Печатную версию интервью можно прочитать в газете "Губернские Ведомости".











Previous post Next post
Up