Интересная статья для аграриев по научной организации труда. Комбайны должны работать в полную силу!

Jan 25, 2015 22:24




Грамотная организация уборочной страды позволит в разы увеличить прибыль сельзозпроизводителя
Исход жатвы во многом зависит от комбайнера. Поэтому в каждом агропредприятии все должно быть направлено на создание научной организации производства, труда и управления работой комбайнеров, чтобы они не теряли ни минуты рабочего времени. При этом комбайн может и должен в наших условиях работать более 20 часов в сутки.
Шесть причин потери денег
Почему так? Наукой установлено и практикой подтверждено: убрал в первые 3-4 дня созревший хлеб на поле - получил 100% выращенного биологического урожая с высоким качеством зерна; на пятый день - потери 3-4%, на десятый - 17-20%, на пятнадцатый - 25-30%. Мы же порой затягиваем уборку на месяц и более, теряя до 60% урожая. О качестве зерна здесь говорить не приходится.

Полувековой личный опыт, наблюдения и исследования автора как комбайнера, нормировщика и специалиста по научной организации производства, труда и управления показывают, что в организации работы комбайнеров за это время мало, что изменилось в лучшую сторону.

Во-первых, современные комбайны имеют разную пропускную способность молотилки, но многие комбайнеры используют ее в два, три раза ниже технических возможностей.

Во-вторых, фактическая средняя рабочая скорость комбайнов в 1,5-2 раза ниже нормативной при данной урожайности. Таким образом, только по двум факторам производительность комбайна снижается в 3-4 раза. К сожалению, на это во многих хозяйствах не обращают внимания. И виной тому мнение, живучее среди комбайнеров и агрономов: чем тише ход комбайна, тем лучше вымолот и меньше потерь. Но при этом забывают о другом: снижая скорость комбайнов, мы невольно увеличиваем срок уборки с 10-12 до 40 дней. А это потеря половины и более урожая, нарушение всего полевого конвейера, перерасход топлива и многократное удорожание выращенного урожая.

Еще одно- негативное явление - низкий срез. Он необходим при низкорослых или полеглых хлебах. Но при высокостебельном и при прямом комбайнировании, да и при скашивании в валки срез должен быть соответствующим агротехнике. Это уменьшит нагрузку хлебной массы на молотилку и увеличит производительность комбайнов.

Третьей причиной потерь рабочего времени является неподготовленность поля к работе (нет заранее нарезанных прямоугольных загонок оптимальной ширины). А это приводит к зигзагам, клиньям. Комбайнер вынужден делать до 20 поворотов руля в минуту, чтобы обеспечить полный захват жатки и исключить огрехи. Но это ведет еще и к чрезмерному утомлению механизатора. Уборка образовавшихся клиньев снижает производительность комбайнов на 30-50 процентов из-за непроизводительных переездов и разворотов.

Четвертая причина потерь рабочего времени, а значит и урожая, - это несогласованность работы комбайнов и автомобилей. Простои комбайнов в ожидании выгрузки составляют от 5 до 29 процентов времени работы. А у автомобилей они и того больше. К этому следует добавить затраты времени на переезд по полю от комбайна к комбайну - от 6 до 21% от времени рейса. Приплюсуем и пережег топлива у авто и комбайнов. Я уж не говорю о нервах механизаторов и водителей.

Пятая причина - вредная привычка выгружать бункер только тогда, когда из него посыплется зерно, иначе кто-то обманет, выгрузив неполный бункер. Отсюда неопределенные места выгрузки, простои в ожидании выгрузки, а у машин большие переезды по полю от комбайна к комбайну. А все из-за отсутствия строго определенных мест выгрузки.

Шестая причина - закрепление транспорта за комбайнами без учета емкости бункера и грузоподъемности кузова, урожайности культуры, а самое главное - без учета расстояния от поля до тока. А в итоге за долгий летний рабочий день не выполняется даже 7-часовая норма выработки.
Работать по-новому
Многие руководители и специалисты, да и механизаторы скажут: «Ну что здесь нового, мы так всегда работали и сейчас работаем, мы так привыкли, и здесь ничего не исправишь». Мой опыт показывает: работать рационально можно, если захотеть, если изменить свою психологию относительно организации уборки всем - от руководителя до рядового работника.

Что надо сделать? Взять одно звено (отряд) комбайнов и провести "целодневный" фотохронометраж за работой каждого комбайна звена и за каждым автомобилем, отвозящим зерно от них на ток при фактической организации уборки. По окончании рабочего дня наблюдения обработать, проанализировать структуру затрат рабочего времени у комбайнов и автомобилей, проанализировать все причины потерь времени, скорости и т. д.; наметить организационно-управленческие мероприятия. Утром обсудить их со всем коллективом уборочного комплекса. При этом осуществить все мероприятия: нарезку загонов оптимальной ширины, контрольный обмолот с определением времени набора бункера (на 90%) и мест выгрузки комбайнов, поперечные прокосы, регулировку каждого комбайна на полный качественный обмолот массы. А также определить точное время рейса автомобиля и скорость движения от места выгрузки до тока и обратно с учетом всех операций: загрузка, движение, взвешивание, оформление документов, выгрузка и движение обратно. Полевые дороги пройти дисками или грейдером, что резко повысит скорость автомобилей.

Звенья комбайнов должны быть только одномарочные, имеющие одинаковые производительность и емкость бункера. Количество комбайнов определяется емкостью транспортных средств. Все расчеты сделать на бумаге.

Выполнив все мероприятия, проинструктировав комбайнеров и водителей, как надо работать по-новому, специалистам следует повторить полносменный фотохронометраж за работой комбайнеров и водителей. Повторный анализ организации работ через призму времени покажет, что следует еще доработать и каков результат от всей рационализации.

Многие руководители скажут: «А где мне взять столько нормировщиков, если у меня нет даже экономистов?» Отвечаю. У вас в хозяйстве есть специалисты: агрономы, инженеры, бухгалтеры, студенты-практиканты, старшеклассники. Соберите их, проинструктируйте, обеспечьте бланками наблюдательных листов, закрепите каждого за конкретным комбайнером и водителем. Не забудьте о технике безопасности, назначьте ответственного.

Второй день фотохронометража покажет, насколько изменилась работа на поле по сравнению со вчерашним днем и выявит новые проблемы, на которые раньше не обращали внимание. Эффект колоссальный. Под руководством автора такая работа проводилась в Иловлинском, Новоаннинском, Чернышковском, Палласовском и других районах. При этом в Иловлинском одновременно в 10 хозяйствах, в Новоаннинском - в четырех. При этом в совхозе «Бочаровский» фотохронометраж проводился специалистами хозяйства при непосредственном участии председателя райисполкома А. Ф. Бородулина. Потери рабочего времени сократились на 85%, а время основной работы увеличилось с 38,7 до 71,8%. И это по всем 10 комбайнам.
Простои исключаются
Каждый комбайн следует укомплектовать тремя комбайнерами (старший и два комбайнера) с чередованием их работы в течение суток, но не более 7 часов в смену. Наукой установлено, что при ежедневной работе механизатора в течение 10 часов и более их производительность не превышает 7-часовую. При трехсменной работе комбайнеров мы в три раза увеличиваем выработку на комбайн, тем самым резко сокращаем сроки уборки и выигрываем ценное время и урожай. При нынешнем дефиците комбайнов это единственный путь выхода из труднейшего положения. К тому же это даст и экономию топлива на 15-30%.

Особо хочется отметить следующее. В хозяйствах катастрофически не хватает транспорта на отвоз зерна от комбайнов. В то же время в некоторых есть большегрузные тележки 1ПТС-9 и 3ПТС-12. 2 сцепа таких тележек обеспечивает бесперебойную выгрузку комбайнов. Один сцеп стоит на поле, и в него комбайны выгружают зерно (место определяется контрольным обмолотом). При длинных гонах поле разделяется для обеспечения выгрузки в одном месте. Второй сцеп тележек в пути на ток и обратно с трактором К-700 или Т-150К. Простои комбайнов исключаются. Выработка на комбайн выросла в 2,8 раза, а затраты на перевозку 1 тонны зерна снизились в 5,5 раза по сравнению с авто. Аналогично следует поступить и с большегрузными машинами, особенно с прицепами. Они должны стоять на загонке, а комбайны с полным бункером выгружают в них. Хороший результат дают и бункеры-накопители. При этом от комбайнов зерно отвозит трактор с тележкой. Таким образом, мы не уплотняем почву до двух метров, а сохраняем ее плодородие.

Экономика требует измерения и счета. Допустим, контрольный обмолот показал урожайность 40 ц классного зерна. Цена реализации - условно 500 рублей за центнер, или выручка 20 000 рублей с гектара. Это в первые три дня, а на 15 день - соберем всего 28 ц, но уже фуражного зерна по цене 400 руб/ц, и выручка составит 11 200 руб., то есть потери составят 8800 рублей на каждом гектаре, а если затянем уборку на месяц, то потеряем 13,6 тысячи рублей. А затраты уже произведены и составят в среднем 10 400 руб. на гектар. Естественно, при затягивании уборки они возрастут. Таким образом, вместо выгоды мы получим одни убытки в размере 4000 рублей (20 000-13 600-10 400). А если в хозяйстве 5000 га зерновых и их убрали в оптимальные сроки, то хозяйство получит продукции на 100 млн руб., погасит все затраты в сумме 52 млн руб. и может получить чистой прибыли 48 (100-52) млн рублей. Это позволит рассчитаться по кредитам, решить многие вопросы развития производства, а самое главное - достойно вознаградить за труд всех участников выращивания урожая. Если же мы растянем уборку на месяц, то получим в итоге выручку в размере всего 32 млн руб. при затратах в размере 52 млн рублей. В итоге получается 20 млн руб. убытка, соответственно никто не получает никакой выгоды, а только новые долги.

Источник: "КРЕСТЬЯНСКАЯ ЖИЗНЬ", №28, 18.07.2014 г.  www.timer73.ru сайт ООО "ТИМЕР" Ульяновск

технология, комбайны, хлеб

Previous post Next post
Up