1-я часть предложений А.В.Чепухина для экспертного совета ПФО по АПК.

Jun 12, 2013 01:15

Оригинал взят у alexander173 в 1-я часть моих предложений. Буду выступать на экспертном совете ПФО по АПК.
1. Закредитованность сельхозпредприятий
Дамокловым мечом над крестьянами висит задолженность по кредитам и лизинговым платежам.
Начиная с 2008 года сельскохозяйственные организации стали активно заниматься обновлением парка сельскохозяйственной техники, строительством и реконструкцией животноводческих комплексов. На данные цели хозяйствами привлекались долгосрочные банковские кредиты и техника через ОАО «Росагролизинг».
В Ульяновской области по кредитным и лизинговым схемам было приобретено сельскохозяйственной техники на сумму более 2 млрд. рублей.
Надо сказать, что в 2010 году агропромышленный комплекс Ульяновской области, как и всех регионов ПФО, пострадал от небывалой засухи, прямые убытки сельхозтоваропроизводителей превысили 5 млрд. рублей. По решению Правительства Российской Федерации часть платежей по кредитам и лизингу была отсрочена на срок до трёх лет, что, безусловно, оказало огромную помощь хозяйствам.
В связи с этим на 2012-2013 год у сельхозпредприятий Ульяновской области приходится основной объём платежей по пролонгированным краткосрочным и инвестиционным кредитам и лизинговым платежам.
Так, по оперативным данным, в настоящее время задолженность сельхозпредприятий составляет около 11 млрд. рублей, из нее просроченная - около 500 млн. рублей.
При этом объем задолженности по кредитам в сельскохозяйственных предприятиях превысил сумму выручки и приблизился к общему объему валовой продукции (объем выручки за 2011 год по сельхозпредприятиям области составил 7,5 млрд. рублей, а всего ими произведено продукции на сумму 14 млрд. рублей).
Ситуация усугубляется засухой, постигшей нас и в 2012 году. Сейчас хозяйства находятся в тяжелейшем финансовом положении: выручка от реализации уходит на погашение основного долга, растут долги по налогам, по расчётам с поставщиками, отсутствие оборотных средств не позволяет развиваться и расширять производство.
Эта ситуация типична в целом и для других регионов Приволжского федерального округа.
Из-за рисков сельхозпроизводства и отсутствия необходимой залоговой базы кредитные учреждения все чаще отказывают в заемных средствах. Обслуживание текущих банковских платежей для многих связано с большим отвлечением оборотных средств, так как предприятие сначала погашает банку проценты и часть основного долга, а затем получает субсидию на уплаченные проценты. Фактически выигрывает в данной ситуации только кредитное учреждение, которое гарантированно получает свою прибыль в виде процентов.
Предлагаем создать финансовую структуру - «Агентство поддержки АПК», которое взяло бы на себя вопросы поддержки проблемных предприятий. Такая структура, по договоренности с кредитными учреждениями, могла бы кредитовать предприятия АПК с учетом субсидированной процентной ставки, т.е. фактически под 2 - 3% годовых, также могла бы выступать в качестве залогообеспечителя или гаранта по залогу.
В качестве гарантий предприятие передавало бы в «Агентство» долю (акции) предприятия и в случае возврата кредитных ресурсов забирало бы их назад. Если кредитные средства не возвращаются, «Агентство» реализует предприятия целиком, как имущественный комплекс, инвесторам с сохранение профиля деятельности.
В противном случае, экстренное погашение накопившейся (с учетом предоставленных отсрочек) задолженности привет к изъятию у предприятий всех имеющихся оборотных средств. И у нас, увы, уже есть негативные примеры по банкротству крупных сельхозпредприятий в связи с долгами по лизингу и по кредитам.
Работая по такой схеме, многие предприятия получат 3-5 летнюю передышку и смогут продолжить свое развитие.
Считаем целесообразным создать такое Агентство на базе ОАО «Россельхозбанк».

2. Ввести индикативное планирование на федеральном уровне посевных площадей
Как Вы все прекрасно знаете, в динамике лет в регионах Российской Федерации происходят значительные колебания посевных площадей сельскохозяйственных культур, а соответственно - и резкие колебания закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Предложение - ввести на уровне Министерства сельского хозяйства Российской Федерации системное планирование посевных площадей пшеницы, ячменя, подсолнечника и сахарной свеклы (т.к. эти культуры имеют наибольшее влияние на рынок) по регионам Российской Федерации с целью сбалансированности рынка сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, это необходимо и для сохранения почвенного плодородия. Так, в связи с высокой рентабельностью производства маслосемян подсолнечника сельхозпредприятия Ульяновской области ежегодно расширяют посевы этой культуры. В 2011-2012 годах получены рекордные урожаи за всю историю нашей области.
Для сохранения почвенного плодородия подсолнечник на одном поле можно размещать не ранее чем через 8 лет. Однако в погоне за прибылью аграрии нарушают все азы агрономической науки и даже сеют подсолнечник по подсолнечнику. Мы в Ульяновской области принимали определенные экономические меры по ограничению роста площадей подсолнечника: в 2011 году ставки по субсидиям на дизельное топливо (в расчете на гектар посевной площади) для подсолнечника были в разы меньше, чем по другим культурам.
Однако считаем, что решение по регулированию посевных площадей должно приниматься именно на федеральном уровне. Так как, ограничив площади в одном регионе, соседние регионы расширят посевы и никакой стабилизации рынка мы не получим.

3. Сглаживание различий в уровне государственной поддержки сельского хозяйства за счёт региональных бюджетов
Бюджеты субъектов Российской Федерации резко отличаются по своим доходам, а значит и по своим возможностям по поддержке сельского хозяйства.
Это позволяет более обеспеченным регионам выплачивать за счёт регионального бюджета прямые субсидии на произведённую продукцию (на молоко, мясо КРС, мясо свиней, мясо птицы, яйцо).
Соответственно сельхозтоваропроизводители из регионов, имеющих возможность оказывать прямую бюджетную поддержку, обладают перед другими регионами конкурентными преимуществами за счёт более низкой цены.
Кроме того, регионы, имеющие возможность оказывать более значительную бюджетную поддержку за счёт более высокого уровня государственной поддержки, могут привлекать крупных инвесторов, зачастую переманивая их из более бедных регионов.
Предложение: рассмотреть вопрос установления для субъектов Российской Федерации норматива минимального размера государственной поддержки агропромышленного комплекса за счёт средств региональных бюджетов из расчёта на 1 гектар пашни. При недостижении установленного уровня -направлять из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региональных бюджетов либо формировать фонд развития АПК с закреплением установленной доли отчислений от расходной части бюджета.

2-я часть будет касаться социального питания и продовольственных карт.

Репост, А.В.Чепухин, Россельхозбанк, Росагролизинг

Previous post Next post
Up