Юрий Левитан как пример ЛИИ не из научной сферы

Oct 29, 2014 12:07


Юрий Борисович Левитан. (отсюда: http://sociotoday.narod.ru/tabl.html ).



ЛИИ, логико-интуитивный интроверт. Начиная с 1934 года и далее в течение нескольких десятков лет - бессменный диктор российского Госрадиокомитета, специализировавшийся на зачтении официальных сообщений. Родился в 1914 году во Владимире, умер в 1983 году в Москве. На московское радио диктором-стажером провинциальный еврейский юноша Левитан попал в неполные 19 лет, до этого «провалившись» на экзаменах в театральный институт. Голос Левитана представлял огромный контраст с его исключительно щуплой и застенчивой внешностью (впервые с ним познакомившись, новые люди поначалу никогда не верили, что это и есть «тот самый Левитан»). Но в его голосе были неподражаемые обертона, наполняющие его звенящим металлом, а ум, интровертная логика и интуиция Юрия Левитана дополнительно привносили в голос точность слов и сдержанную, уверенную силу интонаций, безошибочно подчеркивающих логически главное во фразах. Случайно услышав голос Левитана по радио в 1934 году, накануне партсъезда, Сталин потребовал, чтобы все его речи в последующем зачитывал только этот двадцатилетний диктор. Так Левитан стал главным диктором российского радио.



В жизни Левитан был очень доброжелателен и очень непритязательно-скромен - уже в зените славы он всё еще ходил в тех круглых очочках, в которых некогда приехал в Москву из родного Владимира. Легко давал в долг знакомым (благодаря его высокой зарплате, коллеги из радиоцеха часто обращались к нему с подобными просьбами), но - давал в долг исключительно и только из правого кармана пиджака. У Левитана это был простой и с точки зрения неожиданной придумки типично «робовский» способ контролировать свой финансовый баланс. Получаемую зарплату он складывал в правый карман, отсюда же и давал знакомым в долг, а возвращаемые ими время от времени долги складировал в другой, левый карман. Когда правый карман опустевал и деньги оставались только в левом, из него Юрий уже в долг никому не давал. Ибо это был бы уже явный перебор.

В семейной жизни Юрий Левитан был светлый человек. Очень любил единственную дочь и внука. Не был ревнив. Искренне подружился с новым мужем своей бывшей жены. Помогал ей и после развода (это она от него ушла). Больше не женился.

Практически никогда не пил (ибо было нельзя - и для голоса вредно, и на радио могли вызвать в любой момент). Но в компаниях вполне мог, раздухарившись, старательно участвовать в поддержании общего веселья - тогда иногда прикалывался и на общую потеху, вызывая взрывы хохота, зачитывал анекдот или какую-нибудь иную откровенную фигню -  своим общеузнаваемым неподражаемым голосом со своей характерной левитановской интонацией.



Заметим, что тембр голоса Левитана хотя и был исключительно уникален, но дополнявшая его «левитановская» интонация вообще весьма типична для интеллигентных людей типа ЛИИ - и именно творческого, интуитивного его подтипа. В этой интонации есть логическая сдержанность, логическая же сила, логическая же (а также и черноинтуитивная) способность мгновенно почувствовать, какое слово во фразе является главным, и как во всех словах фразы оптимальным образом должны быть расставлены интонационные эмоциональные акценты. Левитановская интонация в первую очередь обязана своим происхождением сочетанию трех функций - БЛ, ЧЭ и ЧИ. И БЛ в этой интонационной выразительности выступает с самостоятельной и очень ответственной ролью - ролью сдерживающего излишние страсти цензора и одновременно выпускающего редактора.

Как ответственный трудоголик, Левитан постоянно работал над своим произношением, а как творческий интуит, изобретал для этого необычные способы (в частности, чтобы и самому было не скучно). Так, Юрий Борисович частенько дома читал свои тексты, стоя вниз головой на руках (был в этом и свойственный «робам» научный подход - поза обеспечивала наивысшукю затрудненность дыхания). А как интровертный логический рационал с резко усиленным самоконтролем, Левитан при зачтении текстов никогда, ни разу не ошибался - ни в словах, ни в ударениях, ни в интонациях. Известна только единственная его ошибка подобного рода, которая с этого самого момента перестала, впрочем, быть ошибкой, потому что сразу же фактически изменила прежнюю норму русского языка. Во время войны, после первой згачительной победы Красной армии над немцами, Сталин приказал произвести в честь этого артиллерийский салют в столице. Приказ зачитывал Левитан. В приказе были слова: «Сегодня Москва салютует». Впервые в жизни столкнувшись с этим редким словом «салютует», Левитан торжественно зачитал его так, как ему показалось более естественным, а именно с ударением на звуке «У» (хотя по тогдашним языковым нормам ударение полагалось бы поставить на звуке «Ю», как и в слове «салют»). Ошибку ударения в этом редком по тем временам глаголе, которое фактически снова ввел в широкое обращение Левитан на пару со Сталиным, не заметил никто, кроме самых узких специалистов-филологов. Вместе с восстановлением в языковых правах самого глагола-понятия изменилось, с подачи Левитана, и правило его произношения. С того момента вся страна стала не салю'товать, а салютова'ть.

Вот фотографии Юрия Левитана (как и его характер и образ жизни, они тоже вполне типичны для ЛИИ): http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/635/96635630_Levitanjpg.jpg ; http://d.topic.lt/Fmfir/images/picsw/082013/06/post/moment/004.jpg

Previous post Next post
Up