Из истории трудовой деятельности благовещенских молокан 1850-х - 1930-х годов

Oct 09, 2016 18:34



Интересные отрывки из истории трудовой деятельности благовещенских молокан 1850-х - 1930-х годов https://vk.com/wall228715867_598

«У молокан сформировалась специфическая трудовая этика, в основе которой лежал экономический рационализм; они отличались трудолюбием, дисциплинированностью, упорством в достижении поставленной цели, рачительностью, практицизмом. Это обеспечило высокую производительность труда в их хозяйствах, достаток и преуспевание во всех делах, за которые они брались.»


«По существу, молокане освоили передовой по тому времени капиталистический способ производства, включающий такие характеристики как личная инициатива, предприимчивость, работа на конечный результат, получение максимальной прибыли при наименьших издержках, бережливость, экономия человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Это стало главной причиной экономического процветания молокан на Амуре в дореволюционный период.»

«Молокане оригинально истолковали традиционное для христианства учение о Боге, Церкви, таинствах, обретении спасения и т.д. Понимание труда как средства спасения и самовоспитания, как обязанности, завещанной Богом человеку при его сотворении, во все времена было основой, на которой различные христианские общины строили принципы веры. Однако протестанты, в том числе молокане, в толковании Св. Писания на первое место ставили рациональное начало в познании Бога и связанное с этим развитие личной трудовой активности. Молокане считали, что залог спасения человека - его добрые дела. Упорный, добросовестный труд - одна из главнейших заповедей молоканской этики «добрых дел». Поэтому молокане отмечали христианские праздники (Рождество, Пасху), но не придерживались постов (кроме Страстной седмицы), считая, что Богу более угодна полноценная жизнь и интенсивная трудовая деятельность.»

«Поощряя все виды труда, в том числе те, которые ведут к возрастанию богатства, молоканство санкционировало и само богатство, считая его испытанием, которое налагает на его владельца определенные моральные обязательства. Они заключались, прежде всего, в благотворительности, в смягчении неизбежных социальных противоречий, в использовании капитала на пользу братьев во Христе. На практике молокане помогали не только своим единоверцам,
но часто и всем нуждающимся.»

«Ответственность за начатое дело и внутренняя дисциплина молокан проявлялись в упорстве в достижении поставленной цели. Молокане ценили и время и деньги. Пустое времяпрепровождение, долгое праздничное застолье, пьянство, карты, игра в кости и прочее, которые сопровождались еще и бесцельными тратами, вызывали у них недоумение и решительное осуждение. Молокане говорили: «Вместо того, чтобы пропивать сотни рублей по кабакам, прокуривать на папиросах, как это делают православные, мы вкладываем их в свое хозяйство, расширяем его».

«Одной из важнейших добродетелей у молокан считалось стремление к познанию. Это способствовало формированию у них духа новаторства и предприимчивости, внесению в хозяйственную жизнь рационального начала, которое отличало их от православных, староверов и представителей других христианских сект.»

«Молокане были активной и преуспевающей группой населения, они, как уже отмечалось, много занимались благотворительной деятельностью. Это привлекало к ним людей из других конфессий.»

«Итак, во второй половине ХIХ - начале ХХ в. молоканская община на Амуре превратилась в мощную общественную корпорацию, оказывающую значительное влияние на экономическую и социальную жизнь области. От окружающего населения быт молокан отличался рядом особенностей. Трезвость, отказ от курения табака способствовали появлению у молокан здорового потомства, их семьи были многочисленными. Трудолюбие молокан, презрение к праздному времяпрепровождению неизбежно вели их к экономическому подъему. Пока социальное расслоение не достигло критического уровня, молокане держались сплоченной крепкой группой и смело противостояли государственной организации и господствующей церкви как в сфере религиозной догматики и в отправлении культа, так и в прочих общественных делах.»

Е. В. Буянов




Post by Anton Kudelin
Интересные отрывки из истории трудовой деятельности Благовещенских молокан 1850-х - 1930-х годов.

«У молокан сформировалась специфическая трудовая
этика, в основе которой лежал…

vk.com

И еще о молоканах Благовещенска

image Click to view

молокане

Previous post Next post
Up