Древнехристианское учение о бессознательном состояни души человека после смерти

Oct 27, 2013 19:28



Из статьи В. А. Баранов. «Ангелы в облике святых»: сирийская традиция в Константинополе // Международная научно-богословская конференция «Преподобный Исаак Сирин и его богословское наследие». Москва, 10-11 октября 2013 г. http://www.academia.edu/4865310/_._-_10-11_2013_ . За наводку спасибо mon-kassia http://mon-kassia.livejournal.com/1429248.html .
Ст. 4-5 ( Read more... )

древнее христианство, несторианство, Ассирийская Церковь Востока

Leave a comment

Ссылки 36-43 kanibolotsky October 27 2013, 16:27:27 UTC
36. Dal Santo. Debating the Saints’ Cult. Pp. 282, 284, 294-99. Ишаи упоминает заступничество святых в единственном месте; главная мысль Ишаи - побудить читателей подражать добродетелям святых, начертывая их образ в своем сердце (ed. Schrer, Traités, 24, Dal Santo. Debating the Saints’ Cult. Рр. 281-282), что по духу очень напоминает учение иконоборцев из флорилегия Иерии. По мнению Маар Тимофея I, молитвы и приношения за умерших могут приносить им пользу, но результат молитв все же откладывается до момента всеобщего воскресения (Dal Santo. Debating the Saints’ Cult. Рр. 316-318).
37. Ср. Дан. 12:2, Иов 21: 26; Мат. 9:24, Мат. 27:52, Мк. 5:39; Лк. 8:52, Ин. 11:11-14, Деян. 7:60, Деян. 13:36, 1 Фесс. 4:13-15, 2 Петра 3:4. Ф. Гевин считает что с VII в. это учение переосмысливается в аристотелевском смысле в связи с переводом Аристотеля на сирийский (Gavin, F. The Sleep of Soul in the Early Syriac Church // Journal of American Oriental Society. № 40. 1920. Рр. 103-120). Аристотелевские параллели в антропологии Мар Тимофея I см. в Dal Santo. Debating the Saints’ Cult. Рр. 304-307.
38. Обзор см. в Constas, N. The Middle State of Souls. Согласно Григорию Нисскомму, интеллектуальное восприятие невозможно без материального субстрата (Constas. Р. 98). В более ранней статье я постарался показать, что специфическая иконоборческая христология Константина V (где только плоть Христа рождается от Девы) могла возникнуть под влиянием аристотелевской антропологии, в которой форма тела и телесных органов производится душой во время внутриутробного развития (Baranov V.A. “Condensing and Shaping the Flesh…”: The Incarnation and the Instrumental Function of the Soul of Christ in the Iconoclastic Christology // Origeniana Decima / Eds. S. Kaczmarek, H. Pietras. Leuven: Peeters, 2011 (Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium 244). Рр. 919-932.
39. Так, св. Агата благодарит Христа, который послал ей «апостола или ангела как апостола» («Энкомий св. Агате», 23, ed. E. Mioni, L’encomio di S. Agata di Metodio patriarcha di Constantinopoli // Analecta Bollandiana. № 68. 1950. Рр. 88, 12-14, Krausmüller, D. Being, Seeming and Becoming: Patriarch Methodius on Divine Impersonation of Angels and Souls and the Origenist Alternative // Byzantion. № 79. 2009. Р. 172); Мефодий предваряет это замечанием, что «Богу возможно все: и давать форму и воскрешать кого хочет (πάντα γάρ δυνατὰ τῷ θεῷ καὶ πλάττειν <καὶ> ἀνιστᾶν ὅσα βούλεται)» («Энкомий св. Агате», 23, ed. Mioni, p. 88, 1-4; Krausmüller. Being, Seeming and Becoming. Р. 173); в схолии к «Страстям св. Марины» Мефодий отмечает, что божественная благодать действует через мощи святых, если они находятся в церкви, посвященной святому, если же мощей не имеется, Бог посылает ангелов, чтобы творить чудеса (Scholion 18, ed. H. Usener, Acta S. Marini et S. Christiphori (Bonn, 1886), 53, 4-7), опровергая учение об ангелах как исключительно возможных проводниках сверхъестественного действия (Krausmüller. Being, Seeming and Becoming. Р. 173).
40. «Житие Константина», 51, ed. Delehaye, AASS Novembris IV. Brussels, 1925, 642F-643A; цит. в Krausmüller, D. Denying Mary’s Real Presence in Apparitions and Icons: Divine Impersonation in the Tenth Century Life of Constatnine the Ex-Jew // Byzantion. № 78. 2008. Р. 291.
41. van Hoof, G. Encomium in s. Agathonicum Nicomediensem martyrem // Analecta Bollandiana. № 5. 1886. Рр. 369-415; Krausmüler, God or Angels as Impersonators of Saints, n. 55.
42. Mansi 16, 293D, цит. в Krausmüller. Denying Mary’s Real Presence. Р. 297.
43. См. трактат Иоанна Дьякона, «О почитании святых. Против тех, кто говорят, что они не могут помогать нам после своего отшествия из жизни» (ed. J. Gouillard, Léthargie des âmes et culte des saints : un plaidoyer inédit de Jean diacre et maïstôr // Travaux et mémoires. № 8. 1981. Рр. 171-186).

Reply


Leave a comment

Up