В продолжение темы о несторианстве в Алании

Jun 28, 2013 16:38

Шесть лет назад на форуме диакона Андрея Кураева я написал пост о несторианстве в Алании (Осетии) http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=18083.0 . Тема получила интересное продолжение у осетинского блогера gagloyty

Оригинал взят у gagloyty в Религиозные мифы осетин.
В разговоре с tim_karsanti и xugati по поводу религии я выяснил для себя, что в осетинской среде отрицательное отношение к РПЦ в своей основе имеет несколько факторов, наиболее главные из которых это восприятие ее, во-первых, в качестве исключительно этно-культурной традиции русских, во-вторых, как совершенно противной свободолюбивому духу горцев и, в-третьих, что подтвердил soslan_oss - это неуважение к позиции осетинских мирян, что также выразил magas_dedyakov, говоря о сумбурном архитектурном стиле Владикавказского храма. Проблемы действительно есть. И о них мы сегодня поговорим, речь пойдет о религиозных мифах в осетинской среде:

I. Существует стойкое убеждение, что осетины, как потомки аланов являются греко-православными. Это не соответствует истине, поскольку, хотя государство Аланов начало принимать греко-православие с VI по Х век, сама вера имела преимущественное распространение исключительно в среде высшей знати:

Путешествуя в левую сторону (на Запад) от царства дагестанских аварцев (mulk al-Sarir) три дня странствуешь среди гор и лугов, чтобы дойти до царства аланов (mulk al-Lan). Царь аланов (malik al-Lan) - христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство - язычники, поклоняющиеся идолам. Затем проходишь расстояние в десять дней пути среди рек и лесов и достигаешь крепости (qal'at), называемой "Аланские ворота". Она стоит на вершине горы, у подножия которой проходит дорога; крепость окружена высокими горами. Тысячи людей из числа её обитателей охраняют её стены днём и ночью. Народ аланов состоит из четырёх племён, но благородство и царскую власть принадлежат племени, называемом D.hsas. Царь аланов называется B.gay.r, имя, которое носят все их цари.

Ибн Руста (ок. 290 г.х./903 г.)

Конечно, христианизация населения со стороны Византии имела место быть, но говорить о полном переходе невозможно, скорее только о синкретизации местных верований и Греко-православия, что продолжалось включительно до IХХ века. Действия грузинских царей и потом религиозные комиссии при РИ смогли действительно сформировать некоторых настоящих греко-православных христиан в осетинском обществе, как Коста Хетагуров. Но в тоже время как пишет Кузнецов:

Это привело к поверхностной христианизации, отмечавшейся византийским клиром и европейскими миссионерами XIII в., православие в Алании приобрело черты «народного христианства», максимально упрощенного и соединенного с языческими культами и обрядами. (с) Христианство на Северном Кавказе до XV века

Или как выразился еще точнее профессор Скитский:

«Произошел синкретизм старого язычества и нового христианства, точнее сказать, образовался очень тонкий налет христианской религии на вполне устойчивые языческие верования, которые сохранились во всей своей целости в жизни осетин до позднейшего времени»

При этом греко-православие может рассматриваться уже с начала христианизации Алании, как адстратная часть традиции современных осетин, если воспользоваться лингвистическими терминами. То есть в любом случае говорить о ее полной чуждости невозможно.

II. Существует стойкое позитивное отношение к деятельности т.н. Аланской митрополии. Для начала стоит сказать, что для царей Алании выгода инкорпорации в собственную среду греко-православия имела значение в силу политических отношений с Византией. Сама же деятельность представителей Аланской митрополии, которые назначались во многих случаях не из среды собственно аланов, знаменовалась:

В январе 1223 г. он был послан из Никеи в Аланскую митрополию патриархом Германом II, который стремился восстановить и упрочить позиции Православия среди различных народов (в послании к кардиналам 1232 г. Герман II отмечал, что среди других великих народов аланы были во всем схожи верою с греками). В митрополии Феодор, по его словам, встретил весьма плачевное состояние паствы. Аланы не знали истинной христианской веры, от церкви ими руководили случайные и некомпетентные люди, более озабоченные своим обогащением. До него сменилось 3 епископа. Родственник последнего из них из Лазики, объявив себя епископом, объехал всю страну и сам рукоположил священников. Узнав о прибытии Феодора, он поспешно скрылся. (с) Христианство на Северном Кавказе до XV века

После начала монгольских нашествий среди византийских священников было принято решение прекратить деятельность Аланской митрополии под тем предлогом, что «народ ведет пастушеский образ жизни и не имеет собственного города». Хочу отметить контрастную разницу с греко-православием на Руси, которое всегда в критических условиях выступала как объединяющий фактор народа и элит, то есть руководствовалась не только желаниями "обогащения". Тем не менее греческие священники свою неоднозначную деятельность не прекратили, уйдя за территорию Алании в Византию (Турция), при этом сохранив бренд «Аланской митрополии». Они решили не оставаться вместе с аланами-осетинами и трудностями в их судьбе.

После сказанного необходимо отметить факт того, что мало кто из осетин собственно знает, что ретроспективно мы связаны с несторианской христианской традицией, которая, как пишет наш лингвист Г.Ф.Турчанинов:

...к салтово-маяцкому и надь-сен-миклошскому изводам средневекового осетинского письма присоединяется, как органическая часть этого письма, письмо несторианское, которое в конечном счете вытеснит и салтово-маяцкое и надь-сен-миклошское письмена. Несторианское письмо средневековых осетин напластовывалось у средневековых алан на древнеосетинское письмо арамейского дукта. Различия в знаковой части здесь были минимальными, т. к. и то и другое было письмом арамейского дукта. О несторианстве средневековых осетин мы знаем сегодня весьма немного, но когда народ пользуется письмом религиозной секты христиан-несториан, едва ли можно сомневаться в том, что несторианская письменность у средневековых осетин не была органическим фактором их жизни.

И как считает даже критически настроенный Шнирельман:

В 1959 г. Турчанинов обрадовал осетин новой находкой, в Трусовском ущелье в горном Казбековском районе Северной Грузии, посчастливилось обнаружить каменное надгробье с загадочными знаками. За чтение взялся Турчанинов, определивший ее как осетинскую, записанную сирийско-несторианским письмом. Надпись датировалась 1637 годом по несторианскому стилю, что означало 1326 год по григорианскому календарю (Турчанинов 1960а). Правда, осетинские этнографы, объявившие в прессе об этом открытии, не поняв тонкости, датировали надпись XVII веком. Тем не менее, они определили ее как ценное свидетельство «высокой культуры» осетин в труднодоступном ущелье в самом сердце Кавказа (Калоев 1959; Кулов 1959). Позднее осетинский лингвист добавит, что надпись служила важным документом о приходе осетин в горы Грузии сразу же после монгольского завоевания (Гагкаев 1982. С.37). Действительно, если Турчанинов прав, его открытие могло бы служить южным осетинам веским аргументом в их территориальном споре с грузинами ( об этом см.: Шнирельман 2003. С.471-503). Из этой надписи, по Турчанинову выходило, что несториане жили в Средние века в глубинах Кавказа, что средневековые осетины пользовались не только греческим (Зеленчукская надпись), но и сирийско-несторианским письмом, а судя по найденной Турчаниновым приписке к надписи, им была известна еще и пехлевийская письменность.

Распространие несторианства на Кавказе отмечают и многие другие ученые:

С началом завоевательных походов татаро-монгол в 1220-х г. на Северный Кавказ интенсивно проникает несторианство, и складывается институт кочевых священников-несториан, впоследствии способствующий формированию особой кочевой церкви у протоказачьего населения предгорий - бродников. С XV в. контакты населения Северного Кавказа с христианскими центрами практически прекращаются, но христианская вера в преобразованном, смешанном или упрощенном виде с дополнениями языческой обрядности сохраняется на труднодоступных территориях в самоизолировавшихся обществах горских народов и казаков-бродников до конца XVI в. (c) Пищулина В.В. Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа VI - XVI вв.

Отдельные памятники мировых религий, сохранившиеся на Северном Кавказе, и указания письменных источников создают картину довольно бесплодных миссионерских усилий, долгое время не находивших почвы в местных обществах.i Периодически отдельные вожди и князья принимали в зависимости от своих внешнеполитических союзов то какую-то форму христианства (кочевническое несторианство или греческое православие), то ислам.ii Большинство же населения по­-прежнему практиковало местные семейные, воинские и природно-мистические ритуалы, отголоски которых сохраняются по наши дни, особенно в Абхазии. (с) Г.М.Дергугьян ИСЛАМСКИЙ НЕ-ФАКТОР НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

По утверждению историка Малышева:

В Иране несториане имели довольно разветвленную церковную организацию, состоявшую из нескольких метрополий и епархий. Самой северной из них была метрополия Аррана. Видимо, она имела связи с золотоордынскими несторианами, так как называлась метрополией Аррана и Алании [42]. Есть предположение о существовании метрополии или епархии на золотоордынской территории Северного Кавказа [43]. Возможно также, в XIV в. Арранской митрополии подчинялась миссия на Северном Кавказе - у черкесов («Circasii») [44]. (c) А. Б. Малышев ЗОЛОТАЯ ОРДА И ИРАН: ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

И как пишет историк - Елена Галкина (semargl_bird) в книге «Тайны Русского каганата»:

Как показал Г. Ф. Турчанинов, заимствованное хазарами у русов письмо соответствует сармато-аланскому руническому алфавиту, восходящему к арамей-скому и сирийско-несторианскому (21 буква, написание слева направо, отсутствие «алеф»).

Палеографические материалы рунических надписей на степной территории салтовской культуры «в уз-ком смысле» свидетельствуют о существовании там особого диалекта средневекового осетинского языка - «смеси дигорского с иронским» при насыщенности системы письма буквами сиро-несторианского хабита, то есть использовавшимися одним из на - правлений восточного христианства, а именно несторианства.

Согласно данным истории языка и эпиграфики, надписи Верхнесалтовского и Маяцкого городищ менее насыщены буквами сиро-несторианского хабита, характерного для степного Подонья и Северного Кавказа. Это может быть объяснено, по предположению Г. Ф. Турчанинова, тем, что жители этих городищ отошли от Черноморского побережья в глубь Подонских степей раньше, чем эти места подверглись нашествию гуннов, среди которых было много асов-несториан.

Таким образом, учитывая доказательства того, что для осетин несторианство было органической частью их жизни можно заключить, что в ретроспективе эта ветвь христианства может рассматриваться, как субстратная часть осетинской традиции прошлого. В этой связи необходимо объяснить мое использование термина греко-православие. Как пишет директор Центра изучения религий Российского Государственного Гуманитарного Университета, профессор Н. В. Шабуров:

Христианство не своди­мо к трихотомии: католичество - православие (под ко­торым понимается греко-российское православие) -протестантизм. Оно включает богатейший мир древне­восточного доэфессекого и дохалкидонского христианст­ва. Реальность этого мира опровергает общераспростра­ненное суждение о том, что христианство, в отличие от ислама или буддизма,- это западная религия. Древние восточные Церкви вот уже в течение почти двух тысяче­летий глубоко укоренены в культурной почве Ближнего Востока, Севера-Восточной Африки, Кавказа и Южной Индии.

Учитывая поднятый Георгием Пухатэ на osinform.ru вопрос о государственной независимой церкви - можно констатировать, что южные осетины не нуждаются в легитимации РПЦ или другой греко-православной юрисдикции. Наше прошлое дает нам право на то, чтобы иметь Церковь, чья традиция была органической частью жизни осетин, не говоря уже о существовании несторианской митрополии Аррана - Алании. И что характерно для несторианства, которое было распространено среди свободолюбивых кочевников - это отсутствие почитания икон и принижения себя в литургии (постоянные для греко-православия "Господи, помилуй..."), не говоря уже о тех официальных Соборных постановлениях Ассирийской Церкви Востока (придерживающейся несторианства), благодаря которым:

Соборы V в. принимали решения о необязательном безбрачии духовенства, включая епископов, и до VI в. многие патриархи и епископы Церкви Востока были женатыми людьми, позже установилась традиция посвящать в епископы только давших обет безбрачия. Священникам же даже после рукоположения дозволялось жениться.

Это вкупе с предложением Коста Хетагурова об использовании осетинского языка в богослужении и учитывая современные условия - возможности сидеть во время литургии, что реализовано среди древних церквей у коптов и ассирийцев - может привести к созданию собственной национальной церкви, например, как у армян в лице Армянской Апостольской Церкви.

Требуется лишь политическая воля.

[Автор благодарит kanibolotsky за ссылки на необходимые работы]

несторианство, народы Земли, Ассирийская Церковь Востока

Previous post Next post
Up