Вижу вы часто сталкиваетесь с аргументами сторонников "трех я" в Троице.
Могу предложить вам для рассмотрения еще один аргумент против этой точки зрения - это т.сказать "кантианский" аргумент.
В КЧР Кант описывает "пространство" и "время" как две основные (априорные) формы нашего чувственного восприятия. По мысли Канта, пространство и время есть не нечто внешнее, то, что мы воспринимаем, познавая мир, а это сама форма нашего чувственного восприятия, которая делает восприятие в принципе возможным.
Поясняет это Кант на примере пространства. Даже если мы отрешимся от всех восприятий, мы все равно будем воспринимать состояние "Я" (то, что непосредственно принадлежит субъекту) и все выходящее за рамки этого восприятия определять как "не Я" (то, что субъекту не принадлежит). Но уже эта отправная точка восприятия будет задавать нам как бы две точки пространства - "субъект" и "все остальное". Таким образом получается, что понятие о "пространстве" требуется уже для того, чтобы определить понятие о "субъекте". Значит, без категории пространства невозможно ни восприятие "себя", ни восприятие вообще.
psylib.org.ua/books/kanti02/txt03.htm#3
Хотя Кант в КЧР не останавливается подробно на рассмотрении чувственных восприятий (его ведь в этом труде интересует только "чистый разум") и посвящает этому всего несколько абзацев, это имеет фундаментальные следствия применительно к Богу.
Итак если мы "зададим" в Боге Три "Я", которые будут друг друга воспринимать как внешнее Себе "не Я", то Бог перестанет быть вездесущим. Для каждого Лица Бога будет заданы четыре точки: "Я" - где Ипостась "присутствует лично", "тварный мир" - где ипостась присутствует энергийно (выберите тут любой аналог, который вам ближе, как человеку, отрицающему византийское богословствование в аристотелевских категориях), а также два других Лица Троицы, где эта ипостась необходимым образом будет отсутствовать, потому что если "Я" Сына присутствует в "Я" Отца - то эти "Я" по определению сольются.
Между прочим, именно это "кантианское" рассуждение проводится некоторыми ранними св.отцами в полемике, когда их обвиняют в многобожии. Если я не ошибаюсь, в прошлый раз по случаю я цитировал аналогичное место у свт.Афанасия. Это можно поискать. Потом. :) Но в общем, если вы будете избирательно читать трактаты против обвинений в троебожии, обязательно натолкнетесь именно на такой аргумент: исповедание трех "Я" в Боге уничтожает свойство Вездесущия.
Могу предложить вам для рассмотрения еще один аргумент против этой точки зрения - это т.сказать "кантианский" аргумент.
В КЧР Кант описывает "пространство" и "время" как две основные (априорные) формы нашего чувственного восприятия. По мысли Канта, пространство и время есть не нечто внешнее, то, что мы воспринимаем, познавая мир, а это сама форма нашего чувственного восприятия, которая делает восприятие в принципе возможным.
Поясняет это Кант на примере пространства. Даже если мы отрешимся от всех восприятий, мы все равно будем воспринимать состояние "Я" (то, что непосредственно принадлежит субъекту) и все выходящее за рамки этого восприятия определять как "не Я" (то, что субъекту не принадлежит). Но уже эта отправная точка восприятия будет задавать нам как бы две точки пространства - "субъект" и "все остальное". Таким образом получается, что понятие о "пространстве" требуется уже для того, чтобы определить понятие о "субъекте". Значит, без категории пространства невозможно ни восприятие "себя", ни восприятие вообще.
psylib.org.ua/books/kanti02/txt03.htm#3
Хотя Кант в КЧР не останавливается подробно на рассмотрении чувственных восприятий (его ведь в этом труде интересует только "чистый разум") и посвящает этому всего несколько абзацев, это имеет фундаментальные следствия применительно к Богу.
Итак если мы "зададим" в Боге Три "Я", которые будут друг друга воспринимать как внешнее Себе "не Я", то Бог перестанет быть вездесущим. Для каждого Лица Бога будет заданы четыре точки: "Я" - где Ипостась "присутствует лично", "тварный мир" - где ипостась присутствует энергийно (выберите тут любой аналог, который вам ближе, как человеку, отрицающему византийское богословствование в аристотелевских категориях), а также два других Лица Троицы, где эта ипостась необходимым образом будет отсутствовать, потому что если "Я" Сына присутствует в "Я" Отца - то эти "Я" по определению сольются.
Между прочим, именно это "кантианское" рассуждение проводится некоторыми ранними св.отцами в полемике, когда их обвиняют в многобожии. Если я не ошибаюсь, в прошлый раз по случаю я цитировал аналогичное место у свт.Афанасия. Это можно поискать. Потом. :) Но в общем, если вы будете избирательно читать трактаты против обвинений в троебожии, обязательно натолкнетесь именно на такой аргумент: исповедание трех "Я" в Боге уничтожает свойство Вездесущия.
Reply
Leave a comment