Православно-протестантская уния в Польше - источник протестантских идей у русских беспоповцев

Mar 10, 2013 16:09

Оригинал взят у surgash в Виленское соглашение между реформатами и православными от 1599 г.
Оригинал взят у tefton_orthodox в Виленское соглашение между реформатами и православными от 1599 г.



 
       «Мы… обещаем, что если православные созовут Собор и будут приглашать на оный, тогда евангелики будут присутствовать на этом Соборе или сами лично, или посредством своих представителей. Когда же евангелики по своему давнему обычаю созовут Генеральный Синод и будут требовать того же от православных, тогда люди православного исповедания должны будут на их Собор либо прибыть лично, либо отправить своих послов.
Таким образом мы пополам разделим наше общее бремя и будем взаимно поддерживать друг друга советом и помощью. Постоянно соблюдая согласно Генеральной Конфедерации доверие друг к другу и являясь одним телом под единою Главою - Христом Богом, - мы сохраним с Божьей помощью это соглашение и союз между нами на вечные времена, никогда от него не отступая и не оскорбляя друг друга ни в письме, ни словом укоризны.
Утверждая между собою настоящее соглашение по силе обстоятельств, выраженных в Генеральной Конфедерации, - представители обоих исповеданий - православного и евангелического - собственноручно сей договор подписали и для большей верности приложили к оному печати свои. Вильно, в первую среду по Пятидесятнице 1599 года».

Виленские тезисы:

1. Что Св. Писание, начертанное Апостолами и Пророками, является источником истины и спасительного учения.2. Что Бог есть Един по существу и Троичен в Лицах.
3. Что из сих Трех Лиц никто не является ни первым, ни последним в Своем бытии, согласно символу Никейской веры.
4. Что изъяснение Апостольской веры, кое называется Символом Веры, является сущностью богослужения и подлинного исповедания.
5. Что Христос, Сын Бога Живаго, есть Истинный Бог, неизреченным способом предвечно рожденный от Бога Отца, и истинный человек, родившийся от Девы Марии ради нашего спасения.
6. Что Сей же Христос, принесши Себя в Жертву Богу Отцу за нас, доставил удовлетворение за наши грехи Своею смертью.
7. Что Бог не является ни причиною, ни творцом зла.
8. Что в первородном грехе зачинаются и рождаются все люди.
9. Что кающимся и действительно исправляющимся даруется отпущение грехов.
10. Что крестившиеся верные должны проявлять добрые дела.
11. Что только Христос является единственным Главою Своей Церкви, как видимой, так и невидимой.
12. Что в Церкви Божьей необходимо служение духовенства для уяснения Евангелия и совершения таинств.
13. Что брак не возбраняется всему духовенству.
14. Что детей следует крестить в малом возрасте.
15. Что Причащение должно быть даваемо всем верным под обоими видами.
16. Что в Св. Писании нет никакого упоминания о чистилище, где после смерти очищались бы души.
17. Что Христос по вознесении живым на небо возседает там одесную Бога Отца, и не снизойдет на землю, пока не придет судить живых и мертвых.
18. Что как спасение праведников есть вечно, так безконечны и муки грешников.

РГАДА. Ф.12. Дела о Польше и Литве. On. 1. Ед. хр. 1. Виленское соглашение 1599 г. ЛЛ. 108-113 об. Так же см.: Фефелова Оксана Анатольевна. Православные братства на восточнославянских территориях Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Томск, 2001.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/100-X; книгу профессора истории, священника Англиканской Церкви Оуэна Чедвика Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв. - М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2011. - 479 с.
От себя. Действительно был союз православных и протестантов в Речи Посполитой против контрреформации (которая одинаково боролась и с протестантами, и с православными). Этот союз был уничтожен Петром Могилой, который повел православие Речи Посполитой по филокатолическому пути, вместо бывшего ранее филопротестантского. Кстати, обратите внимание на п. 5 соглашения и сравните с симметричной ("несторианской") христологией русских беспоповцев http://kanibolotsky.livejournal.com/4389.html , http://kanibolotsky.livejournal.com/5845.html . Подробнее о том, каким образом протестантские идеи из православно-протестантской унии в Речи Посполитой попали к русским беспоповцам, см. здесь http://kanibolotsky.livejournal.com/22277.html .

старообрядчество, Древлеправославная Поморская Церковь, несторианство, кальвинизм, сравнительное религиоведение

Previous post Next post
Up