May 27, 2010 00:31
Из статьи Ильи Басина "Эсхатология преподобного Серафима Саровского", Альманах "Христианос", Т. 5, Рига, Международный Благотворительный фонд имени Александра Меня, 1996, С. 89-104.
Ст. 95-96. Зримым плодом эсхатологии Серафима Саровского стала дивеевская мельничная община. (...)
Сестричество благочестивых женщин, придерживавшееся монашеских правил жизни, но не имевшее официального статуса монастыря, было основано монахиней Александрой (Мельгуновой) в 1788 году в двенадцати верстах от Сарова. В 1820-х годах преподобный Серафим взял на себя духовное руководство общиной и всю ответственность за ее повседневную жизнь. Богородица открыла Серафиму, что Дивееву предназначено быть особым ее уделом на земле; для этого следовало основать специальную общину девственниц. Поэтому в 1825 году Серафим выделил из дивеевского сестричества, возглавлявшегося тогда женщиной по имени Ксения Михайловна, так называемую "мельничную" общину (ее члены зарабатывали себе пропитание работой на мельнице, специально для них построенной преподобным). Этим девушкам суждено было стать духовными дочерьми Серафима и насельницами богородичного удела.
Можно предположить, что для Серафима, также как и для Ефрема Сирина, особенно важно было освободить новоначальных подвижниц от власти пола, насилия пола. Отказываясь принимать в мельничную общину вдов, Серафим ссылается и на повеление Богородицы, и на психологическую "заскорузлость" вдовых женщин по сравнению с юными дивеевскими сестрами, и на то, что он сам, Серафим, девственник и в общину свою собирает только девственниц.
Ст. 97. Серафим учит своих дочерей ожидать Воскресшего Господа именно как Жениха христианской души. В "Летописи" Серафима (Чичагова) содержится немало слов Саровского преподобного, продолжающих учение Симеона Нового Богослова о мистическом браке; некоторые из них цензор в начале века даже побоялся пропустить в печать. Были, например, сокращены слова Серафима, сказанные Елене Мантуровой:
"Пока Жених твой в отсутствии, ты не унывай, а крепись лишь и больше мужайся; так молитвою, вечно-неразлучною молитвою и приготовляй все, все, и кровать, и подушки, и одеяла, и самое себя, чтобы все у тебя исправно и отменно чисто бы было. Он и придет ночью тихонько и принесет тебе кольцо, перстенек, как Екатерине-то великомученице матушке. Так вот три года и приготовляйся, радость моя, чтобы в три года все у тебя готово бы было. А тогда через три-то года, как слышишь ты, матушка, что Он грядет, ты не пугайся и скорее беги к себе, отворотясь всего, никуда не гляди, под одеяло скройся, тогда и придет Он и обоймет тебя и даст тебе целование, и соединитесь вы вместе. О, какая неизреченная радость-то тогда будет, матушка! Это я о пострижении тебе говорю, матушка; через три года постригайся, приуготовив себя, ранее не нужно; а как пострижешься-то, то будет у тебя в груди благодать воздыматься все более и более..."**.
**Архим. Серафим (Чичагов). Летопись... С. 171: Угодник Божий Серафим. Том 1. С. 345.
РПЦ,
хлыстовство,
orthodox erotica