Фильм "Остров" и связь святости с властью

Jul 19, 2021 00:50


Никак не мог сформулировать, чем мне так неприятен фильм "Остров". Кирилл Серебренитский сделал это лучше меня. И очень верно подметил, что святость - это власть. Когда люди говорят о святости, они говорят о том, кому принадлежит или должна, с их точки зрения, принадлежать власть. Споры шиитов, суннитов и хариджитов, бесконечные споры православных о каноничности, апостольской преемственности и "правильном" совершении крещения/миропомазания/евхаристии/рукоположения, споры любых религий о "канонических" и "подложных/апокрифических" священных текстах, о "правильном" и "еретическом" их толковании, об "истинных" и "ложных" чудесах - это всё о праве на власть конкретных людей и институтов, и ни о чем, кроме власти.
Kirill Serebrenitski:
Если "Тартюфа" превратить из куртуазной комедии в сумрачную пафосную трагедию, перевести из старинного галликано-католического этоса в современный советско-православный, усилить клерикальный аспект и перебросить из условной королевской Франции в условный СССР, - то получится фильм "Остров".
В моём восприятии Тартюф - не обычный юркий мошенник, его гипнотическое воздействие невозможно объяснить одной жонглёрской ловкостью интонаций и упругостью напора.
Он искренне убеждён в своей избранности, в своём праве на роль если не эпохального бича Божьего, то - хотя бы повседневного Божьего кнута и Божьего пряника.
Это право ему даёт убожество и греховность - качества, которым он действительно превосходит свою паству.
Тартюф наслаждается не вином, цыплятами, пуховыми перинами и мечтами о доступности женских прелестей, - это всё побочные достижения.
Тартюфу нужна власть. Сладострастие игры с живыми куклами.
Именно это, - вопреки всем замыслам сценария и режиссуры, - нечаянно, но очень явственно, весело, увлекательно, - выплеснул Мамонов, очень хороший актёр.
Его монах - это прежде всего повелитель Острова, властитель всех, кто на острове живёт и кого туда случайно заносит.
... Та же самая изуверски вывернутая мастеро-маргаритовская, гедонистическая, по своей природе, парадигма, что и в "Острове": больше греха - больше покаяния, больше покаяния - больше святости, больше святости - больше власти.
Источник https://www.facebook.com/teladim/posts/4101060753262969 .

этика, РПЦ, сравнительное религиоведение

Previous post Next post
Up