Оригинал взят у
vbenedict в
ЗАТМЕНИЕПродолжаю осмысливать историю РПЦ в 20-м столетии, вот к таким вот размышлениям сегодня пришел. Отважился их законспектировать в своем ЖЖ:
Словно бы в России крутится и вертится патриаршая карусель, одна из самых, пожалуй, драматичных в истории Поместных Церквей. Будто бы сам "институт патриаршества" не вписывается в реалии русской истории. Каким-то зловещим проклятьем легло это самое патриаршество фактически с первых же дней его существования на бунтующую почву 17 столетия. Затем после долгого перерыва возродилось в так называемую Тихоновскую Церковь, действовавшую ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО от лица Первоиерарха на протяжении последующих нескольких десятилетий в Советском Союзе.
Будто бы патриаршество в России несовместимо с соборностью. Будто бы Патриарх в России и есть олицетворение всей Церкви,- Её чуть ли не исконных начал.
Сразу же после кончины Патриарха Тихона (Бел(л)авина) в Российской Церкви начались раздоры и нестроения. Кроме обозначившихся до этого обновленцев и самосвятов ярко себя проявили т.н. "григорьевцы" и "иосифляне", несогласные с церковной политикой Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
По-разному можно относиться к иерархам, ставшим во главе этих протестных движений. Но вот сегодня попался мне один известный историкам церковный документ той эпохи - "Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святой Православной Церкви (22.12.1925)".
Инициировано это послание было Екатеринбургским архиепископом Григорием (Яцковским), отрицающим каноничность должности митрополита Сергия (Страгородского).
Григорий (Яцковский)
В этом послании, на мой взгляд, содержатся две наиважнейшие мысли:
1. Патриарх Тихон был человек и, как человек не мог не ошибаться, особенно среди бурного течения революции.
2. Говоря о деятельности митрополита Петра (Полянского), заместителем которого являлся к тому времени Сергий (Страгородский), составители послания пишут: "не угодно было Господу успехом благословить труды сего святителя (митрополита Петра, - vbenedict). За время правления его нестроения и бедствия Святой Церкви лишь усилились. Лишенная на пути своих испытаний руководства Святейшего Патриарха Тихона, неправимая Соборне, ведомая лишь личной волей митрополита Петра, она как бы вернулась к самым темным временам своего бытия. Вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческой волей".
По-моему, потрясающие просто по силе воздействия мысли! Аналогии с нашим временем абсолютно очевидны! Особенно аналогия насчет затмения соборной воли Церкви единой человеческой волей отдельно взятого иерарха. Если говорить о нашем времени, то этим иерархом, безусловно, является Патриарх Кирилл.
Помню-помню, когда Кирилла выбрали Патриархом, мне многие друзья так и говорили:
- А кого еще другого можно было избрать? Ведь "объективно" он самый яркий, самый способный, самый талантливый - все остальные даже близко к нему не стоят!
И вот это вот честное и "великодушное" признание моих многих друзей, как сейчас я понимаю, было ничем иным как ярким свидетельством того, что воля Святой Церкви затмевалась единой человеческой волей яркого и способного Патриарха Кирилла.
К чему это затмение ведет - видно уже сейчас весьма отчетливо и ясно...