В своей первой за историю католичества апостольской поездке на Аравийский полуостров в ОАЭ, на международной межрелигиозной встрече в Абу-Даби, говоря о свободе религиозного выбора, Папа Франциск с особым пиететом и уже не первый раз процитировал самого непримиримого по отношению к католичеству русского писателя Ф.М. Достоевского:
«Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим», - прозвучали слова старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» в речи Папы, посвящённой необходимости человеческого братства и единства всех религий в деле достижения мира.
Ещё ранее, возвращаясь в Рим после Азиатского апостольского визита в 2015 году, понтифик вспомнил слёзы и вопрос девушки в Маниле: «Почему страдают дети?» Тогда он не нашёл, что ответить на этот вопрос и лишь произнёс: «Великий Достоевский тоже его задавал и не смог ответить...».
Вот так, Франциск считает Фёдора Михайловича великим. И это при том, что дух римского католицизма был глубоко чужд писателю.
Вот что говорит он устами князя Мышкина ("Идиот"):
«Католичество всё равно что вера нехристианская. ...Нехристианская вера, во-первых! Это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма... Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идёт дальше: он искажённого Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это моё личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило...
Атеизм от них вышел, из самого римского католичества!"
Дух римского католицизма Достоевский обличал также и в «Великом Инквизиторе», и, особенно, в "Дневнике писателя", устами великого инквизитора, когда тот говорил Христу:
Мы исправили подвиг Твой и основали его на чуде, тайне и авторитете“.
Христос Римской Церкви "без царства земного удержаться на свете не может".
"Горделивому человеко-богу Европы нужно противопоставить православного Богочеловека Христа, Христа неискажённого".
Так что же привлекает нынешнего Понтифика в нашем писателе-философе, глубоко убеждённом в том, что Европа потеряла Христа благодаря именно Папе? В чём этот вектор притяжения? Для меня это пока остаётся загадкой. Но появилось желание поизучать личность Франциска.
Первое впечатление - Папу привлекает у Достоевского пророчески развёрнутая подробнейшая картина масонского плана по духовному завоеванию мiра.
И словно в подтверждение пророческого видения писателя, Папа вместе с шейхами и имамами Аравии решил построить т. н. «Дом Авраамической семьи» - Авраам/Ибрагим является почитаемым пророком в исламе, иудаизме и христианстве. В этом Доме будут вместе молиться , - как заявлено, для межконфессиональной гармонии - католики и мусульмане. Надо сказать, что этот странный проект поразил не только христиан, но и мусульман.