"Патриарх Алексий принял жесточайшее решение, что всё имущество высших церковных иерархов после их смерти возвращается Церкви». (по воспоминаниям главного налоговика А. Починка
https://echo.msk.ru/programs/razvorot/567410-echo/Как и было принято в 1917 году на Поместном Соборе Православной Российской Церкви в определении "О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России". 13-й пункт этого определения был таким: "Единственным наследником имущества Патриарха после его кончины является Патриарший Престол". То есть имущество Патриарха после кончины Патриарха никаким лицам, даже ближайшим родственникам, de jure не передавалось. Всё его имущество переходило Церкви, а именно - "единственному наследнику", которым являлся Патриарший Престол.
К этому хотел вернуться Патриарх Алексий II, но ему не дали это сделать.
В соответствии с действующим уставом РПЦ, - лишь церковное имущество Патриарха возвращается Церкви; личное имущество Патриарха наследуется в соответствии с [гражданским] законом. Так же и в отношении других иерархов РПЦ:
"Церковное имущество, которым обладал архиерей в силу своего положения и должности и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит к ней. Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующими законами".
Этот пункт был внесён в Устав ещё в 1988 г., и авторство принадлежало лично митр. Кириллу (Гундяеву).
Но как согласовать пункт "Устава" РПЦ МП о наследовании личного имущества Патриарха с тем, что хозяин этого имущества, как монах, иметь его по внутрицерковным нормам не может? Не может - в силу своего монашеского обета нестяжания. Соответственно, согласно церковным нормам, не может быть и никакого наследования имущества Патриарха какими-либо лицами.
При этом в "Уставе РПЦ" отсутствует пункт о наследовании личного имущества рядового монашествующего духовенства и монахов без священного сана. По всей видимости, их имущество после смерти переходит РПЦ МП (но не родственникам умерших) по внутрицерковным нормам: по букве обета нестяжания.