от
Констанитина МихайловаТри недели у меня уже кормушка (даже две кормушки), и в морозные выходные дни, сидя перед окном за компьютером, могу то прямым, то боковым зрением наблюдать то, как они думают и как "опознают ситуацию". И это страшно интересно.
Это главный урок (для меня) птичьей кормушки. То есть насколько это интересно. В наш век поголовного увлечения спортивным бердвотчингом, который совcем не watching of birds (и не watching of animals), в который нас, мальчишек и девчонок, когда-то погружали в школьных биологических кружках (воопе, кюбзе, моипе..), а чистый воды bird spotting. Интересно, знают ли наши бердвотчеры, какую роль в развитии английского бердинга сыграли trainspotters и что это такое? (англичане, конечно, неподражаемы). Между тем, чтобы понимать природу, лучше смотреть долго и внимательно, чем носиться "галопом по европам" по африкам и америкам, щелкая глазами и камерой по пролетающим мимо объектам (что и сам не раз делал, - каюсь, каюсь, каюсь; но честно, вся эта беготня сама по себе никогда не доставляла удовольствия; надеюсь, не обижу никого своим таким интроспективным откровением, - каждому своё ).
Чем ещё интересна кормушка (кроме "понимающего" наблюдения за поведением птиц), так это появлением новых персонажей. Бывает, видов, а бывает и особей (что, не менее интересно). Скажем, начинается всё с БС и лазоревок, а через сколько-то дней появляются пухляки и поползни (параллельно сойки - бывает сойки и первыми), и вдруг откуда-то вырастает зарянка (откуда!? - "из лесу вестимо".... - да нет их там!), или дрозд-рябинник, которых (стай) не было вокруг! А сегодня...к вечеру, вот как я начал писать эти строки, прилетел ... серый сорокопут (за 10 лет не видел их весной и летом в окрестностях дач ни разу! - и ещё бы десять не увидел, если бы не кормушка), сел на елочку и стал вместе со мной наблюдать за жизнью кормушки. "Но это же сказка!" - как сказал бы один замечательный человек, большой натуралист, "хранитель русской Амазонки". Которого уже нет. Правда, увидев меня сквозь окно (свет уже был включен) сорокопут встревожился и покинул свой пост. Но если завтра прилетит , это будет точно сказка, - как и с кем он будет "разбираться" у кормушки, или же вдруг соблазниться на сало?
Остальные уроки в подписях к каждой конкретной фотографии.
Большие синицы (Parus major; Great Tit). (с) Konstantin Mikhailov
Их большинство. Как уже писал, в основном все знают, как нырять в леток. Но была одна непонятливая. Сидела под днищем и долбила. Сейчас таких нет. Исчезла или научилась - не знаю. Удивительно, как они влетают в узкий леток. Не касаясь лапами края (иногда сначала садятся на край, но это другое). Если заснять это на видео в замедленной съемке, это будет почище пролета тетеревятника сквозь чащобу стволов. Невероятная координация движений.
Лазоревки (Parus caeruleus; Blue Tit). (с) Konstantin Mikhailov
Их мало. Всего две. Как писал, поначалу была одна и она не умела залетать в бутыль сквозь леток. Долбила пластик снизу. Через три недели точно видел, как одна влезла в бутыль. Но это был единичный случай. В основном обе лазоревки кормятся на сале. С гораздо большей интенсивностью, чем Б.С.
Лазоревки и поползень. (с) Konstantin Mikhailov
На сале регулярно кормятся поползень и две лазоревки (Б.С. реже и налетами, не с такой регулярнгостью). При этом лазоревки самые доверчивые, продолжают кормиться в 5 см от стекла, по другую сторону от которого, в 15 см, стоит человек. Поползень тоже реагирует только на резкие движения.
Поползень (Sitta europea, Nuthatch). (с) Konstantin Mikhailov
Поползень также много кормится и на кормушке, т.е. семечками. Он единственный, которому уступают ВСЕ. Обычно прыгает на край летка, но может и влетать. Всегда берет по 3-4 семечки в клюв (всегда; синицы - по одной).
Пухляк (буроголовая гаичка, Willow tit). (с) Konstantin Mikhailov
Гаичики - самые очаровательные из синиц. Пухляки - самые очаровательные из гаичек.
В московских парках их почти нет. Однако те две, что появились у кормушки в первые дни, в отличие от лазоревок ни на секунду не колебались в отношении того, как проникать в бутыль. Влетают через леток сходу, не касаясь лапами края летка (по крайней мере часто так). Когда на первой неделе не оставил, уезжая, семечек, исчезли. Вчера, почти через две недели, появились снова. Те же или нет сказать не могу (увы, не мечены), но может и те же, поскольку у нас это, в целом, птицы немногочисленные (зимой конечно больше). Но может и нет, однако влетают в бутыли столь же легко и координированно. Б.С. нисколько не боятся, поползню уступают.
Сойка (Garrulas glandarius, Jay). (с) Konstantin Mikhailov
Сойки тоже посещают кормушку. Достать семечки они не могут. Но в отличие от других не долбят пластик днища (понимают, что это тоже не поможет). Сидят и смотрят. Решение не приходит. Но когда бутыль не была привязана к стволику, они её несомненно стащили с ветки (за ручку, по другому нельзя) и оттащили на 10 метров от елочки. Когда приехал, бутыль была пуста, т.е им удалось вытряхнуть семечки через леток, перевернув бутыль. А со снега они собирают их с удовольствием. Это снималось через стекло, которое, увы, производилось не в лучших мастерских мира. Жаль. Через стекло такие кадры можно было бы получить!
Сойки (Garrulas glandarius, Jay). (с) Konstantin Mikhailov
Однако появились сойки ещё до кормушки. Сначала одна, потом две, наконец три. Бывает, (кажется) - исчезли, но стоит выложить на пенек остатки трапезы, или наколоть на деревянный шест кусочек сала, уже тут как тут. Незримо дежурят. Не обязательно сидят; могут "пролетать мимо" по отработанным маршрутам и фиксировать изменение ситуации. Нормальная "навигация по сайту". Сегодня одна из соек совсем обнаглела и грохнулась на решетку окна (где прутик с кусочками сала), перепугав лазоревок. Видела, что человек в доме, но уж, видимо, "очень хотелось".
Большие синицы и поползень. (с) Konstantin Mikhailov
Синицы и поползни также с удовольствием выклевывают сало на соечьей кормушке. Но только если спугнуть сойку. В противном случае она не отступится, пока не сорвет шмоток или не выщиплет его до кожи.
(с) Konstantin Mikhailov
Случается, появляется "большой гад" (возможно он женского рода, - не знаю). В наглую лезет по решетке (3 метра от земли) и пытается сорвать ветку с кусочками сала. Также срывает его и с гвоздей, что вбиты на стене довольно высоко от земли. Из-за него приходится на ночь сало убирать. Бороться с ним трудно. Но до весны так это дело оставлять нельзя. Иначе многие птицы на участке не загнездятся.
Полевые воробьи (Passer montanus; Tree sparrow). (с) Konstantin Mikhailov
А на кормушке появляются "маленькие гадики". Наверное, по настоящему начинаешь не любить воробьев, когда видишь их на синичьих кормушках. Синица влетела, взяла семечко, вылетела. Три - четыре ждут своей очереди. Поползень хоть и вне очереди (пахан), но тоже по культурному: набрал 3-4 семечки - вылетел. Вполне нормальное "устроение социума". Воробей влез и сидит. И жрёт. Пока не спугнешь. Или еще хуже, наелся, впрыгнул в леток, высунулся из него, сидит... Синицы терпеливо ждут (нет бы клюнуть гадику в глазик!). Но одна стала влетать в бутыль в то время, пока воробей ещё там (молодец). Интересно, последуют ли ей другие?
Пост Константина Михайлова скопирован из фейсбука с разрешения автора.