Экологическая школа для журналистов в заповеднике "Денежкин камень"

Sep 07, 2015 19:32

Не могу не поделиться. Блестящий пример настоящего экопросвещения.

Оригинал взят у wozmitel в Первая экологическая школа для журналистов (глазами очевидцев)
Журналисты - те же дети (только больше и другие).

С 3 по 6 сентября в Свердловской области, при поддержке Департамента информационной политики губернатора, проходила Первая экологическая школа для журналистов.  Занятия организовали и провели сотрудники Государственного природного заповедника «Денежкин Камень» на своей базе в селе Всеволодо-Благодатское.  В школе обучались представители Департамента, пресс-секретарь Главы г. Верхняя Пышма, редакторы, их заместители и корреспонденты из Екатеринбурга, Богдановича, Сысерти, Ревды, Верхней Пышмы, Берёзовского, Североуральска, Озрска (Челябинской области).  Были представлены следующие издания: «Берёзовский Рабочий», «Золотая Горка», «ЧасПик», «В каждый дом Североуральск», «Народное Слово», «Городские Вести», «Маяк», «Озёрский Вестник», Информагенство Накануне.ру.
Экошкольники проживали в деревенском доме, с печным отоплением, удобствами во дворе и водой из колодца.





Вот и завершилась наша первая экологическая школа для взрослых.  Мысль о том, что надо бы провести такую школу, появилась давно. Однако честь первооткрывателей экошколы для взрослых досталась именно журналистам.  И это не столько, и даже вовсе не для того, чтобы, побывав здесь, журналисты рассказали о нас в своих многочисленных газетах по всей области.  Экошкола действует уже более десяти лет, и какой то надобности в её «раскрутке» у нас нет.  А вот необходимость повышения грамотности журналистов, пишущих на тему природы и особо охраняемых природных территорий (ООПТ), назрела и перезрела.
«Признаюсь, что до экошколы я понятия не имела о том, что такое заповедник…  После двух дней… я буквально прониклась атмосферой этого места.  Ко мне пришло ясное осознание - заповедники - это одна из важных вещей в России»;  «Даже не думал, что государство выделяет средства на охрану природы» (из отзывов об экошколе).
  Казалось бы, зачем ехать на «край географии»? - Открой Закон об ООПТ, познакомься с документами, регламентирующими деятельность конкретного заповедника, заказника или парка, возьми интервью у ответственных за территорию людей, - и делай материал без «ляпов».  Однако, как мы увидели на занятиях экошколы, приехавшим к нам журналистам было интересно не только живое общение, разговоры (а засиживались мы всегда за полночь), но и «общение», непосредственный контакт с живой природой: с конкретными живыми, растущими деревьями, мхом, травой.  Несмотря на то, что все журналисты, по образу жизни - путешественники, а именно наши гости - любители походов на природу, каждый из них открыл для себя здесь что-то новое.  Кто-то впервые в жизни побывал на Северном Урале, а кто-то впервые побывал на болоте и увидел, как растёт клюква; кто-то узнал для себя новые растения и ягоды.  Но и на знакомые, привычные вещи кто-то впервые взглянул пристальней и увидел их по-новому.
«Вы услышите и увидите новые неожиданные миры, сдержанная уральская природа откроется с новых сторон, сверкнёт неожиданными гранями» (из отзывов об эколколе).
Именно это - живой интерес к живой природе, - удивил нас в журналистах больше всего.  Я опасался журналистов.  Опасался общения, опасался занятий.  Опасался того, что нас замучают интервью, дурацкими вопросами с наездом и подтекстом: «ну, мы-то знаем, что тут у вас…». Нет.  Журналисты оказались благодарными слушателями.  На круглых столах был просто хороший, долгий и приятный разговор.  Все признались, что,  не смотря на то, что мы всё время нарушали расписание - времени для общения не хватало.  Не хватало его и на личные дела.  Особенно все пожелали, чтобы больше было полевых занятий.  Неожиданно увлечённо «акулы пера» отмеряли лесные площади, считали подрост и выискивали подлесок; разбирали лесную подстилку, обходили площадку и считали каждое дерево: обмеряли и вычисляли диаметр и высоту, оценивали качество восстановления леса.  Так увлечённо (по опыту многих и многих занятий) работают только школьники начальных (не старше второго) классов.  Я удивился тому, что, когда меня попросили показать компас, как он устроен и работает (я вовсе не хотел это делать), меня обступили плотным кольцом.  Журналисты, как настоящие ботаники, выискивали в пожухлой уже осенней траве новые, разные виды растений, и радовались их названиям.  На болоте «изнеженных, компьютерных горожан» (какими они нам представлялись по определению) не испугала ни холодная вода, ни зыбкая трясина.
Оказалось, что какие-то сложные, спорные вещи - не такие уж сложные.  А вещи простые и привычные оказались не такими простыми и бесспорными.  Так, например, после того, как журналисты услышали о том, что существуют различные категории ООПТ, и узнали о месте заповедников в их ряду, об их эталонной (а не уникальной), научной, информационной ценности, роли в природе - у нас, по сути, не получилась дискуссия на тему развития туризма на ООПТ.  Почему для посторонних закрыт вход в заповедник - стало ясно, и спорить было не о чем.  «…Запомнить и принять, как должное, самоограничение в эгоистичных желаниях любопытства по отношению к заповедным местам» (из отзывов об экошколе) оказалось не сложно.  Особенно полезно было поползать по травке и посреди деревни, и на заброшенном покосе, и в лесу, и на болоте.  Руками, ногами, глазами и головой понять, как и почему формируется то или иное растительное сообщество, как каждое растение приспосабливается к жизни в разных условиях, в том числе, рядом с человеком.  Как сменяется лес, из чего он состоит.  Узнать, что на болоте растут засухоустойчивые растения, было неожиданно.  Так же, как неожиданно было услышать иное  мнение относительно существования клочков бывшего леса на городских территориях, посмотреть на проблему шире.  Оказывается, что «экологическая» проблема может возникнуть вовсе не из-за «плохой экологии», а из-за отсутствия, или искажения информации; из-за незнания законов, а не только из-за их несоблюдения (может оказаться, что всё именно по закону).  Что, быть может, как раз с экологической точки зрения, многие городские экологические проблемы таковыми не являются, и решать их надо не экологам, а местным администрациям и дворникам.  «Стоит отметить, что … удалось выбить из равновесия одного из журналистов… по этому вопросу»; «…Но сейчас мы (я то уж точно) задумались о своей, микроскопической, но всё же роли, в жизни заповедника, и о том, как частичка нетронутой и неизвестной нам природы может повлиять на нас самих»; «экологическую школу на базе Государственного заповедника «Денежкин Камень» желательно пройти каждому развитому и мыслящему человеку»; «настоятельно рекомендую привозить в экошколу не только детей…» (из отзывов об экошколе).
Один из учеников школы сочинил даже своеобразную «клятву экологического журналиста»: «Я, (имярек), торжественно клянусь не называть заповедник парком, а парк заповедником.  Не фотографировать бесцеремонно и в упор братьев наших меньших.  Не призывать к использованию искусственных ёлок.  Не поворачивать реки, не осушать болота.  Не распространять мифы среди своих читателей».
Конечно, нам повезло именно с этим составом журналистов.  Был он не случаен.
Конечно, эта встреча дала и нам очень много.
Мы рады, что экошкола удалась.  Что  вовсе не обязательно устраивать «пресс-тур» на внедорожниках по территории заповедника для того, чтобы увидеть и понять заповедник.  Мы благодарны всем, кто приехал, всем, кто «отпустил с работы», кто поддержал и помог организовать и провести.  Особенно благодарны все погоде, которая подарила нам в эти дни осколок лета, в золотом обрамлении осени.                

экопрос

Previous post Next post
Up