Конструктивная критика программы П.Грудинина. N7 (8 шаг Налоги).

Feb 08, 2018 16:46

Вторая часть (модернизация экономики)
Третья часть (национализация,кредитные ресурсы)
Четвёртая часть (международные резервы,участие в ВТО)
Пятая часть (продовольственная независимость,возрождение провинции)
Шестая часть (контроль и снижение цен)
8. Налоги - в интересах справедливости и развития. Подоходный налог на богачей вырастет, а для малоимущих будет отменён. Налоговая система станет стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность предприятий. Будет ликвидирован налог на добавленную стоимость, удушающий нашу промышленность. Мы отменим транспортный налог и систему «Платон».
https://kprf.ru/activity/elections/171941.html
******************************
Важность налоговой реформы.
Сегодня рассмотрим чрезвычайно важную и одновременно очень  интересную для экономического анализа статью из программы П.Грудинина - статью о налогах.Для начала я бы хотел всё же пояснить чем же так важна проблема налогов.
Во-первых,в отличие от предлагаемых авторами   национализионализации целых системообразующих отраслей российской экономики,адекватные изменения налоговой системы,направленные на улучшение положения отдельных отраслей экономики или низкооплачиваемых категорий трудящихся, не способны вызвать каких-либо серьёзных социально-экономических потрясений.
Во-вторых,организационно налоговая реформа может быть принята и проведена в жизнь в самые короткие сроки и с самыми минимальными затратами.
В третьих, позитивные последствия налоговой реформы будут иметь не разовый характер,а системный и непрерывный.
И наконец в четвёртых,данная реформа в части подоходного налога реально способна в какой-то мере сгладить чрезмерное имущественное неравенство в России.

Возможность проведения налоговой реформы (в части подоходного налога)
Но пока мы говорили только о важности и целесообразности проведения реформы.Но нам необходимо ответить на следующий неизбежный вопрос.А имеем ли мы в России объективные предпосылки для её осуществления ?
Для ответа на этот вопрос я предлагаю, во-первых,сравнить вначале существующую налоговую систему в РФ с налоговыми системами в других странах и во-вторых,сравнить размеры налоговой нагрузки (включая и социальные отчисления) на зарплаты в России и других странах.
Для ответа на первый вопрос воспользуемся инфографикой подоходного налога.На ней мы увидим,что Россия входит в очень небольшую группу стран, где используется пропорциональная система налогообложения,т.е.,система при которой ставка налога остаётся неизменной для любого размера зарплаты.
В большинстве же стран получила практику прогрессивная система налогообложения,т.е.,такая система при которой ставка налога довольно сильно увеличивается в зависимости от размера зарплаты,что в какой-то мере ,как мы уже говорили,позволяет сглаживать имущественное неравенство в обществе.Здесь  нам достаточно просто для себя зафиксировать,что прогрессивная система широко распространена и работает безотказно.

Система налогообложения в странах мира.
[Spoiler (click to open)]

ИСТОЧНИК

Уровень налогообложения в ряде стран.


ИСТОЧНИК
  Теперь нам осталось выяснить насколько реально мы сможем увеличить налоги на зарплаты средних и высоких размеров. Для этого воспользуемся другой инфографикой с размерами налогов (включая и социальные отчисления) по ряду стран.Выясняется,что здесь российские налогоплательщики находятся в небольшой группе привелигированных стран,где используется наименьший уровень налоговой нагрузки.И это даёт нам основание рассчитывать на то,что при достаточно серьёзном увеличении налогой нагрузки (на высокие зарплаты),например до 55%,наша новая прогрессивная налоговая система будет  работать надёжно.
Что имеется ввиду под понятием надёжная работа? Под надёжностью в данном случае имеется ввиду отсутствие массового уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.
Здесь,как мне кажется,вполне уместно вспомнить об упразднённой без каких-либо разъяснений(!) президентским указом в 2003г. налоговой полиции РФ.Этот исторический факт сам по себе,пожалуй, представляет большой интерес для исследователей,поскольку в современной истории едва ли можно найти подобные решения высшего должностного лица.А если ещё принять во внимание высочайший уровень коррупции и массовые уклонения от налогов,царившие в то время в России,то данное решение президента выглядит более чем странным.
Но я сделал это небольшое отступление,разумеется,не для морализаторства,а только для того,чтобы напомнить об отсутствии в современном российском государственном механизме одной очень важной детали,без которой налоговая реформа рискует получить гораздо меньший эффект чем от него вправе ожидать наше общество.

Данные Росстата по размерам начисленной зарплаты за 2017г.






ИСТОЧНИК
*************************************
Самые черновые приблизительные расчёты показывают,что при увеличении,например,подоходного налога с 13% до 25% для 8-9% самых высокооплачиваемых категорий работников,15% самых низкооплачиваемых работников могли бы получить дополнительно (от 70% до 30% к своей основной зарплате).
А что такое увеличение зарплаты на 50% - это новая жизнь!
********************
Стоит ли отменять налоги?
К сожалению,из-за дефицита времени развёрнутый анализ двух других налоговых предложений авторов <<Будет ликвидирован налог на добавленную стоимость, удушающий нашу промышленность. Мы отменим транспортный налог и систему «Платон».>> программы уже не могу.Поэтому выскажусь очень коротко.
На мой взгляд,отмена данных налогов  не имеет особого экономического смысла.
Во-первых,почти все страны работают с данными видами налогов и каких-либо негативных последствий для их экономики пока ещё замечено не было.
Во-вторых,с точки зрения конкуренции российских товаров на национальном рынке отмена этих налогов тоже не требуется,поскольку как я уже показал ранее за последние  4 года отечественные товары не только успешно устояли против иностранных конкурентов,но и значительно увеличили свою долю на российском рынке.
И третье,очень важное обстоятельство - выбывание такой приличной массы налогов без соответствующей компенсации создаёт в бюджете страны столь же приличную дыру (за 2016г. размер налога на добавленную стоимость составлял более 4,5 трл.руб. при общей сумме бюджета в 28 трл.руб.)
И пожалуй,последнее соображение,которое я хотел бы ещё добавить по системе "Платон".Было бы,как мне кажется,более справедливо и спокойнее для любой власти,если сбором этого налога занималась бы не частная кампания,как сейчас,а государственная.

выборы - 2018г., Грудинин, программа П.Грудинина

Previous post Next post
Up