О СЛАНЦЕВОМ ГАЗЕ
Но каковы издержки? Технологию, которую применяют американцы, даже хищнической назвать нельзя - это ещё хуже. Для поступления газа в скважину нужно произвести гидроразрыв пласта, чтобы образовались трещины. Но вода быстро эти трещины заполняет, потому американцы стали вгонять в трещины песок и специальный гель, который отличается крайне высокой токсичностью. Это экологическое преступление. Как и то, что они не консервируют отработанные скважины. У нас каждую ликвидируемую скважину заливают на всю глубину цементирующим раствором. Американцы этим не занимаются,
чтобы снизить издержки. Иначе бы их добытчики уже разорились. Сланцевая скважина работает всего года четыре, она как бутылка с шипучкой, пшик - и весь газ вышел. Каждую консервировать никаких денег не хватит. Поэтому они оставят после себя не просто пустыню, а мёртвую, как после химической войны, землю, где невозможно будет жить.
К слову, «Гринпис» там почему-то не появляется. На «Приразломную», проект которой согласован со всеми северными странами, где ни капли ничего не разлито, они на специальном корабле прибыли. А Дакота, в которую можно просто на машине приехать - желательно только в костюме химзащиты, - их не интересует. Видимо, спонсоры не велят.
....
- Хорошо, допустим, в Европе сланцевого газа нет. Но есть ещё одна угроза - что этот газ в сжиженном виде начнут экспортировать в Европу из США.
- Нет такой угрозы. Об одной причине я уже сказал - добыча сланцевого газа даже для своих нужд обходится Штатам слишком дорого как в финансовом, так и в экологическом плане. Крупнейший производитель этого газа - «Чесапик энерджи» - уже в предбанкротном состоянии. Вторая причина - в технологии сжижения газа. Перед сжижением газ нужно очистить от углекислого газа, иначе он будет плавать там хлопьями, как ложки дёгтя в бочке мёда. В российском газе - что сахалинском, что западносибирском и шельфовом - углекислого газа практически нет, поэтому его сжижение обходится дёшево. А в американском сланцевом примесей - выше крыши. Поэтому рядом с заводом по сжижению им придётся ставить завод по очистке газа, что увеличит конечную стоимость продукта процентов на 20-30. За большие деньги всё можно сделать, но можно и печку ассигнациями топить.
******************************************
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ГАЗ.
- Вы говорите, что всё сводится к одному вопросу - цене российского газа. А какие к ней претензии, она что, не рыночная? Мы же не требуем, чтобы немцы продавали нам свои автомобили, а итальянцы - модную одежду ниже той цены, которую они сами назначили.
- Это очень интересная и поучительная история - откуда взялись нынешние цены на газ. История о том, как наши европейские коллеги перехитрили сами себя. Рынок газа не совсем рынок. Это ведь не автомобили и даже не нефть, которые можно купить
у кого хочешь и доставить в любую точку. Нужны газопроводы, значит, долгосрочные контракты, которые связывают обе стороны - поставщика и получателя. А как цену определить? В середине девяностых, когда «Газпром» начал заключать с Европой большие контракты, европейцы предложили формулу определения цены: привязать стоимость газа к стоимости нефти. Ведь и то и другое - топливо, котельные можно топить хоть газом, хоть мазутом. Тогда им это было выгодно, потому что нефть стоила от 12 до 19 долларов за баррель. Но вот уже шесть лет цена нефти выше ста долларов за баррель, соответственно, выросла и цена газа. Покупателей это, конечно, не радует, а что делать? Нефть и уголь стоят ещё дороже. Сжиженный газ с Ближнего Востока также не дёшев. Обещания построить независимый от России газопровод из Азербайджана в Европу - «Набукко» - это дом на песке, ещё один политический проект. Остался один аргумент - напугать Россию сланцевым газом. Как говорится, флаг в руки.
Читать полностью
http://clck.ru/8rpXB