Динамика транспортной инфраструктуры России,Украины и Беларуси с 2000 по 2011г.
После того как я прочитал небольшую заметку о состоянии транспортной инфраструктуры в Украине
http://sabeloff.livejournal.com/383195.html?view=3936475#t3936475 ,мне сразу же захотелось более основательно изучить ситуацию в соответствующем секторе экономики в России и по возможности сделать межстрановые сравнения.
В процессе поиска статданных по России я вспомнил и о существовании хорошего сборника Россия и Белоруссия.Этот факт натолкнул меня на мысль о возможности небольшого расширения моего маленького исследования,что я и сделал.И на мой взгляд,моя скромная работа от этого сильно выиграла,поскольку появилась возможность сравнивать ситуацию в транспортной инфраструктуре в трех довольно сильно отличающихся друг от друга экономиках и в плане динамики их развития и в плане структуры.
Для начала рассмотрим какие изменения претерпела транспортная инфраструктура в каждой стране за более чем 10 лет.
Особое внимание обратим на изменения в секторе железных и автодорог,которые составляют по сути становой хребет во всей транспортной инфраструктуре,пожалуй,любой страны.
Сам чЫтал и другим советую!
Приводя статистику по железным дорогам ,я брал за основу так называемые дороги общего пользования.По автодорогам я брал дороги только с твердым покрытием.
Сравнения по этим двум сегментам транспортной инфраструктуры дает нам одного безусловного лидера - Россию.За рассматриваемый нами период она сумела нарастить протяженность автодорог (с твердым покрытием) ,почти на 40% .
Небольшой рост (ок.20%) продемонстрировала и Беларусь в сегменте автодорог.Украина напротив имела даже некоторое (ок.3%) падение в секторе железных дорог.
Самую плохую динамику показал трамвайный сектор.В 2-х из трех странах в РФ и в Украине он сократился. В РФ - почти на 20% и в Украине - на 10%.
В троллейбусном сегменте не произошло каких-либо серьезных изменений.Пожалуй,можно только отметить 20% роста его в Беларуси.
И наконец,относительно сектора метрополитена,можно сказать,что он устойчиво развивался во всех трех государствах .И вырос за 12 лет на 20% в России,Украине и почти на 100% в Беларуси.
Теперь попробуем подвести некоторые итоги относительно изменений в транспортной инфраструктуре трех стран.
Для упрощения расчетов опустим разницу в стоимости 1 км пути каждого из 5 секторов.И примем во внимание только изменения в его протяженности.
Тогда получим следующие результаты.Россия за счет 40% роста автодорог займет первое место.Беларусь за счет 20% роста автодорог и троллейбусных линий,а так же за счет удвоения протяженности линий метро уверенно займет 2-е место.Украине,понятно,достается 3-е место,но это далеко не самый огорчительный момент для нее от итогов сравнения с РФ и Беларусью.За 12 непростых для Украины лет ее транспортная инфраструктура в целом не только не выросла,но и сократилась!
В порядке исключения приведем расчет
1)ж/д дали - 700 км
2)автодороги дали 0
3)трам.пути дали - 200 км
4)трол.линии дали +100 км
5)метрополитен дал +20 км
******************************************
ИТОГО ПОЛУЧАЕМ: -780 км от трансп.инфраструктуры 2000 года!
Небольшим утешением для патриотов Украины может послужить,пожалуй,следующее обстоятельство. Если считать трансп.инфраструктуру с финансовой точки зрения,то есть с точки зрения ее стоимости,то тогда (с учетом примерно 100 кратного превосходства в цене 1 км линии метрополитена над 1 км 2-х полосных автодорог,мы получим даже небольшой плюс.
*********************
Уровень обеспеченности транспортной инфраструктурой экономик России,Украины и Беларуси.
Если итоги динамики транспортной инфраструктуры в указанных странах примерно можно было предугадать,поскольку общеизвестны были экономические трудности Украины и особые отношения РФ с Беларусью,то ответ на второй поставленный мною вопрос об уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой экономики каждой из трех стран таил в себе некоторую интригу.
Сразу же скажу,что учитывая огромное различие в размере территории данных стран и в плотности ее населения,я не стал использовать традиционных методов сравнения,которые обычно сводятся к выяснению протяженности транспортных артерий на 1 кв.км территории страны.На мой взгляд,гораздо объективнее говорят о "транспортном благополучии" государства такие показатели как количество метров транспортных коммуникаций,приходящихся на 1 человека (для удобства на 1 млн.человек).
Эти показатели,на мой взгляд,дают не только достоверную картину о транспортных возможностях страны,но и показывают экономический уровень ее развития,степень ее богатства и благосостояния ее граждан.
N1
Шок!Наверное,одним этим словом уже можно было бы закончить исследование по второму вопросу!Так как,по основным сегментам транспортной системы на душу населения Беларусь имеет не просто преимущество перед остальными,но имеет подавляющее,я бы даже сказал разгромное и унизительное преимущество для России как донора и покровителя этой небольшой страны.
Величина транспортных артерий (их протяженность) на одного жителя Беларуси выше,чем в России в 1,5 раза и более 2 раз выше чем в Украине.Я,признаться,был готов к каким-то подобным сюрпризам ,например,к 1-му месту Беларуси,поскольку помнил о преимуществе ее населения в обеспеченности жильем (25 метров на человека против 23 м. в РФ),но чтобы отрыв ее показателей был таким огромным,я скажу честно,совершенно не ожидал.
N2
Ситуация в оставшихся 3-х секторах общей картины не меняет,если учитывать их небольшой удельный вес в транспортной системе.Единственное что в завершение хотелось бы отметить это серьезное отставание душевых российских показателей по троллейбусным линиям.Это,на мой взгляд,указывает на наличие существенного потенциала для роста данного сегмента в российской транспортной инфраструктуре.