_______________________________________________________________________
Не утихший до сих пор бензиновый "кризис" в России ,который не сумели обуздать даже решительные меры правительства,поднявшего резко экспортные пошлины на горючее,заставил пересмотреть уже устоявшиеся в обществе взгляды на причины текущей бензиновой лихорадки.
Если раньше,буквально 2-3 месяца назад считалось,что возникший небольшой дефицит бензина будет с лихвой перекрыт какой-то частью объемов,предназначавшихся ранее на экспорт и проблема полностью исчезнет как это бывало в прежние года.То тепеь уже стало ясно всем лицам,заинтересованным в решении этого вопроса,что данная проблема уже носит и системный характер.Иначе говоря,мы столкнулись не с каким-то кратковременным сбоем на рынке горючего,порожденного исключительно вмешательством государства в процесс ценообразования на этом рынке(а вмешательство и серьезные последствия от него были и есть!! Чтобы в этом убедиться достаточно взглянуть на данный график,на котором прекрасно видно как сильно отставали бензиновые цены от нефтяных в текущем году.)
,а с более фундаментальными факторами.А именно с физической неспособностью наших отечественных производителей бензина поставлять его в должных объемах на отечественный рынок,конечно же,по экономически обоснованным ценам.Согласно стат.данным в период с января по апрель 2011г. в России было произведено 11.517 тыс.т бензина.В 2010г. за тот же период - 11.552 тыс.т То есть производство бензина за 2011г. составило 99,7% от объема 2010г.
Правда на внутренний рынок было поставлено 10.216 тыс.т или 101,8% от уровня 2010г.(
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/137.htm)
****
Вопрос цены и понятие "обоснованные цены" здесь очень важны.Поэтому остановимся на них по-подробнее.Начнем с того,что за счет дальнейшего (рыночного)повышения цены(чему противятся власти) на 10-30% проблема дефицита была бы решена в течение 2-3 недель(за счет уменьшения КОЛЛИЧЕСТВЕННОГО спроса).Что,конечно же,вызвало бы некоторый рост социальной напряженности,однако можно вспомнить,что в 2011г. мы имели рост цен на куда более важные статьи расходов - на отдельные продукты питания порядка 20-30%(была и гречка в 2-3 цены,но возьмем минимум).Так что рыночные колебание цен - это вполне заурядное,хотя иногда и неприятное явление любой экономики,основанной на капиталистической системе производства.
Здесь,правда, не следует забывать,что сглаживание рыночных дисбалансов только за счет колебания цены ,как правило, происходит на коротких и средних отрезках времени(недели и месяцы),поскольку когда та или иная экономика начинает ощущать явный недостаток в тех или иных товарах, цена на эти товары существенно растет и держится достаточно долго,что приводит в действие другой более серьезный закон капитализма - рост предложения со стороны производителей.Ведь чем выше цена и больше спрос,тем на бОльшую прибыль может расчитывать производитель.Примерно такая ситуация и должна была сложиться на российском топливном рынке. Однако этого не произошло.
*****
"Внезапно" обнаружилось,что состояние нашей "золушки"(нефтеперерабатывающей промышленности) настолько плачевно,что по мнению наших же госчиновников,она уже едва ли сумеет справиться с постоянно растущим спросом в ближайшее время,т.е. рынок предъявляет дополнительный спрос ,а производитель уже не в соcтоянии его удовлетворить!Так в России и появился экономический парадокс - нефть есть,спрос на бензин есть, производство бензина тоже есть,а ДЕФИЦИТ бензина устранить полностью не можем!Почему?Потому что не живем в согласии с экономическими законами!
Потому что,когда наши вожди решали сиеминутные бензиновые вопросы,грубо вмешиваясь в вопросы ценообразования,они губили тем самым экономические стимулы предпринимателей этого сектора экономики!Что и привело в конечном счете к моральному старению и материальному износу целого ряда предприятий отрасли!Чему собственно тут удивляться!Откуда быть стимулам у бизнесмена, которому в любое время могут "предложить" сделать цены на его продукцию "более справедливыми" ??
Отсюда и появился вариант "толлинга"т.е. вариант давальческого сырья.
(ttp://top.rbc.ru/economics/22/07/2011/606984.shtml)
*****
Теперь перейдем к понятию "экономически обоснованным" ценам.Несколько упрощенно в цены любого товара(в широк смысле,т.е. услуги - это тоже товар)входят три составляющие - это 1)прямые затраты(оплата живого труда,материалов)
2)получение прибыли на вложенный капитал(некоторой средне-отраслевой величины,например, порядка 20-30% годовых)
3)выплата налогов(в широком смысле слова,т.е. не только с зарплаты и прибыли но и акцизы,пошлины - все,что предусмотрено законодательством)
Для нас "архиважно" понять и усвоить раз и навсегда одну очевидную истину,суть которой заключается в том,что все рыночные цены формируются и живут в результате ОБЪЕКТИВНО действующих экономических законов!
И когда власть или политические партии пытаются в приказном порядке решить ту или иную экономическую проблему,идя наперекор этим законам,они всегда рано или поздно терпят позорные поражения в этих неравных схватках!
Временные же "успехи" на бензиновом фронте объясняются только тем,что производители и продавцы бензина упущенную выгоду за определенный срок с лихвой покрывали в период наиболее активного спроса.
Почему же так происходит?Почему цена неподвластна даже сильным мира сего?
Давайте бегло пробежимся по нашим "составляющим" цены и попытаемся добросовестно найти возможность хоть как-то ее уменьшить!
1.Из первой(затраты) вытащить нечего(хотя об эффективности труда и использования материалов забывать никогда не стоит)
2.Вот вторая(прибыль) составляющая и является чаще всего объектом посягательства со стороны как государства так и партий особливо левых!
Однако какой бы большой не казалась прибыль "королей бензоколонок" и производителей бензина она тем не менее более менее пропорциональна вложенному капиталу и соотносится в целом с прибылью и в других отраслях экономики!То есть,если у "королей бензкалонок" капитал каждого равен 1млн.$,то в год они будут получать примерно по 300тыс.$(30%).И если мы возьмем для примера владельцев крупных магазинов,каждый из которых обладает также 1млн.$ капитала,то будьте спокойны господа чиновники и коммунисты они тоже будет иметь примерно 200-300тыс.$ в год!
И вот в один прекрасный момент.А чаще всего почему-то накануне каких-либо выборов вначале массы,а затем и вожди начинают требовать "справедливых цен" на бензин!
Но за счет каких "шишей" цена вдруг станет "справедливой"?Для большинства "рожденных в СССР" этот вопрос решен уже давно - за счет прибылей нефтяных "мироедов",хотя их норма прибыли близка норме прибыли в других отраслях экономики.
Как в дальнейшем развивается это действо мы знаем."Мироеды" поторгуют без прибыли или с минимальной 2-4 месяца и все возвращается на круги своя!А как же иначе? На вложенный 1млн.$ каждый из них хочет и имеет право и объективные основания получать свои кровные 200-300тыс.$.И если бы "королей бензаколонок" сумели бы заставить каким-то образом удерживать цены на слишком низком уровне и слишком долгий период,то уж поверьте,что начался бы их массовый отток в другие отрасли,где бы они со временем вышли бы на те же 200-300тыс.$ в год!
Одним словом,понижая цену бензина за счет уменьшения средней отраслевой прибыли предпринимателя,мы тем самым нарушаем один из основных законов капитализма,который гласит нам о том,что на равные капиталы должна быть и равная прибыль(с учетом отраслевых особенностей).
****
Но у нас еще осталась третья составляющая цены - налоги!С нею дело обстоит несколько иначе!Массы ее столь горячо ненавидят и так хотят от нее избавиться,что напрочь забывают о том,куда собственно идут налоги из государевой казны,т.е. размер пенсий и пособий у масс никак не вяжется с налогами.И благополучно уже в течение многих лет они никак не возьмут в толк элементарную истину о том,что если государство не дополучит налог с одного товара,то доберет недостающую сумму с другого!В противном же случае,с возникновением серьезного бюджетного дефицита на сцене появляется ...инфляционный налог!То есть и здесь мы натыкаемся на действие экономических законов!Оно и понятно!Ведь государство предоставляет населению целый ряд важнейших услуг!Это и внешняя оборона и личная безопасность и здравоохранение и просвещение и пенсионное обеспечение и ряд других.И у каждой из этих услуг есть тоже "экономически обоснованная стоимость"! И когда мы пытаемся волевым решением(через парламенты или правительства,через митинги или стачки) понизить цену той или иной государственной услуги,то будьте уверены рано или поздно экономические законы предъявят нам свой счет!
Тогда спрашивается!А стоит ли нарушать объективные экономические законы,если их нарушение приводит всегда только к одному результату - к хаосу и дезорганизации любой экономики мира и во все времена?!Не разумнее ли принять их как должное и жить с ними в полной гармонии!
Ваш Канаев В.Н. 23.07.2011г.
____________________________________________________________________
ttp://top.rbc.ru/economics/22/07/2011/606984.shtml
Власти РФ готовы пойти на толлинг ради насыщения страны бензином
В правительстве РФ проходит обсуждение введения в стране толлинговых схем при переработке российской нефти за рубежом. Об этом журналистам рассказал замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Павел Субботин.
П.Субботин сообщил, что на финальной стадии обсуждения в правительстве находится и вопрос о создании резервов нефтепродуктов в России. Он добавил, что идея введения в России толлинговой схемы рассматривается на уровне правительства "на стадии согласования позиций и определения основных векторов".
Суть толлинговой схемы заключается в том, что российская нефть беспошлинно может вывозиться за границу для переработки там на нефтеперерабатывающих заводах и последующего ввоза готовых нефтепродуктов обратно в РФ, отметил замглавы ФАС.