Доля РФ в мировых поставках угля возросла с 6% в 2000 году до 14% в 2017г.

Nov 22, 2018 18:49

За последние 20 лет мировой рынок угля удвоился. В 2017 году объем мировой угольной торговли достиг 1 млрд 030 млн тонн энергетических (топливных) углей и 327 млн тонн металлургических (коксующихся) углей.
А экспорт «черного золота» из России возрос, ни много ни мало, в 9 раз. Доля РФ в мировых поставках угля возросла с 6% в 2000 году до 14% в 2017-м. И наша страна является третьим экспортером угля в мире после Австралии и Индонезии.


В 2017 году РФ поставила порядка 97 млн тонн угля «на запад» и 93 млн тонн «на восток». Но в первую очередь, дальнейший рост экспорта ожидается «на восток», в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Именно этот рынок наиболее крупный, и там наше присутствие пока относительно скромное. Если на рынке «Атлантического региона», куда входит Европа, Средиземноморье и Ближний Восток, доля России составляет 43%, то на рынке АТР - лишь около 10%.

Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии являются крупнейшими потребителями угля, причем, в Китае импорт возрос в связи с выводом из эксплуатации устаревших и неэффективных шахт (в дальнейшем, правда, ожидается сокращение поставок в Китай, т. к. он справляется сам).

К 2025 году, по имеющимся прогнозам, возможен рост экспорта угля в Азию до 207 млн тонн в год (это оптимистический прогноз, средний - 140 млн тонн). Это позволит привлечь инвестиций на общую сумму в 1,6 трлн. руб. В том числе, порядка 450 млрд. руб. в саму угледобычу, 700 млрд. руб. - в развитие железных дорог и 200 млрд. руб. - в развитие портов. Угольные перевозки составляют в нашей стране более 28% грузовых железнодорожных перевозок.

Северная Америка наращивает угольный экспорт, но это не мешает российскому продвижению на рынок. Что касается Европы, то она, как ожидается, сократит угольный импорт к 2020 году на 6%, однако общемировой спрос будет до 2022 года расти на 0,5% в год. Это обуславливает условия для развития отрасли.

Конечно же, есть и проблемы - в частности, связанные с большими расстояниями при перевозках. Транспортные издержки оказывают самое существенное влияние на конкурентоспособность российских углей на мировых рынках, поскольку центры добычи сильно удалены от портов. По оценкам экспертов, доля транспортных издержек в экспортной цене российских углей достигает 40-50%, а, для сравнения, в Австралии и Индонезии - 10-20%, в ЮАР - около 25%.
ИСТОЧНИК

добывающая промышленность, угольная промышленность, мировой рынок угля

Previous post Next post
Up