http://www.expert.ru/expert/2011/04/vintokryilyie-ambitsii/Главная стратегическая задача «Вертолетов России», зафиксированная в целевой программе «Развитие вертолетостроения в РФ на период до 2015 года», - увеличить свою долю на мировом рынке в три раза, с 5 до 15%. По утверждению Андрея Шибитова, к тому же сроку втрое должна вырасти и производительность труда. При этом ежегодный выпуск вертолетов необходимо увеличить до 400-450 машин, а суммарный объем реализации продукции в отрасли довести до 400 млрд рублей в год. Если учесть, что в прошлом году «Вертолеты России» выпустили немногим более 200 машин, получив при этом около 60 млрд рублей консолидированной выручки, то выходит, что к 2015 году рост в натуральных показателях должен составить как минимум 100%, а в денежном - более чем в 6,5 раза.
Ми-28 должен стать основным ударным вертолетом Российской армии, но пока Минобороны закупило всего три дюжины таких машин
Фото: ИТАР-ТАСС
На первый взгляд достижение поставленной цели вполне возможно, особенно в части производственных показателей. По словам Андрея Реуса, в ближайшие годы рост производства вертолетной техники в России составит не менее 20% в год. «Нас устраивает этот темп, и мы будем его придерживаться, будем последовательно наращивать производственные мощности. Возможно, нам даже придется двигаться на этом пути быстрее, чем запланировали», - заявил Реус. Такая спешка легко объяснима. Сегодня все заводы холдинга, выпускающие вертолеты марки «Ми», за исключением разве что «Роствертола», загружены почти на сто процентов. Холдинг полностью обеспечен контрактами на ближайшие полтора-два года и уже сейчас испытывает локальный дефицит производственных мощностей. Суммарный портфель твердых заказов «Вертолетов России» насчитывает более 370 машин на общую сумму свыше 5 млрд долларов. Из них как минимум 3 млрд - экспортные контракты. Именно на них и делает ставку руководство холдинга - только в прошлом году экспорт российских вертолетов вырос почти на 30%, до 600 млн долларов, в первую очередь за счет контрактов с Индией, Китаем, Бразилией, Перу, а также с НАТО и США, которые закупают у нас вертолеты для Афганистана. Сейчас «Вертолеты России» участвуют сразу в нескольких тендерах на поставку машин для Индии, которая остается нашим крупнейшим заказчиком. Например, в тендере ВВС Индии на поставку 197 легких вертолетов на 660 млн долларов наш Ка-226 вышел в финал вместе с машиной Eurocopter. Новый российский Ми-28НЭ борется с американским AH-64D Apache Longbow в конкурсе на поставку 22 ударных вертолетов общей стоимостью 1,3 млрд долларов, а Ми-26Т участвует в тендере на поставку Индии 15 тяжелых вертолетов более чем на 400 млн долларов. Наши шансы на победу как минимум в одном из этих тендеров достаточно высоки, но гарантированно говорить об успехе все же преждевременно. И прежде всего потому, что новую российскую технику практически не закупает наше же Минобороны, что смущает иностранных заказчиков. Поэтому чаще всего они предпочитают приобретать в России проверенные временем вертолеты, массово стоящие на вооружении. В результате, вместо того чтобы продавать на экспорт новые дорогостоящие модели, мы поставляем модернизированные, но все-таки дешевые версии морально устаревших Ми-8 (Ми-17/Ми-171), которые, впрочем, у нас пока еще приобретают с удовольствием. Яркий пример - все та же Индия, одобрившая недавно новый заказ на 59 Ми-17 общей стоимостью 800 млн долларов в дополнение к ранее заключенному контракту на 80 таких же машин. Или, скажем, Афганистан, который благодаря спонсорству НАТО и США в ближайшие четыре года получит почти три десятка новых Ми-17.
Но бесконечно продавать на мировом рынке модернизированные версии Ми-8, который был разработан в начале 60-х годов прошлого века, не получится. Жизненный цикл конструкции этой модели вертолета подходит к концу. А принципиально новый вертолет данного класса - Ми-38 - в производство холдинг пока не запустил. Месяц назад второй летный экземпляр прототипа Ми-38 с двигателями Pratt & Whitney совершил свой первый полет. Это означает, что серийное производство машины начнется в лучшем случае в конце 2014 года. Но ни экспортных, ни внутренних заказов на Ми-38 нет - следовательно, увеличить производство наиболее востребованной техники в классе от 8 тонн «Вертолеты России» в среднесрочной перспективе не смогут.