РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПОМОЙКИ

Jan 22, 2009 18:42



С огромной благодарностью  Сергею Георгиевичу Кара-Мурзе, который  отправил меня в это странное путешествие по самарским помойкам…

(из моего архива)



Найдется ли среди вас, уважаемые читатели, хотя бы один извращенец, который любит выносить мусорное ведро? 
Чудненько.  Я научу вас любить это занятие. После 2-3 сеансов вы с трепетом будете ждать вечера, чтобы наконец-то всласть порыться в мусорном ведре. 
Я обещаю вам шок, фантастические семейные скандалы и философские озарения.

Для начала - пройдемте на помойку. И не зажимайте нос. Бросьте. Разве вы не заметили, что наши помойки давно ничем не пахнут?


Вы, верно, видели, как в детективах  сыщики, с вожделением маньяков, прямо в смокингах,  копошатся в мусорных ведрах? Все правильно. Ибо никакие письма и фотографии не откроют столько жгучих семейных  тайн, сколько таится их на донышке мусорного ведра. Всех статистиков и социологов я бы отравила изучать самарские помойки. Только они расскажут вам всю неприглядную правду о доходах и расходах самарцев.

Самих самарцев опрашивать бесполезно. Они не знают. Вот дедок подошел и спокойно бросил в контейнер 50 рублей. Вы думаете, дедок - сумасшедший миллионер? Нет,  он нищий пенсионер. Просто в доме накопился десяток одноразовых пакетов - вот он и выбросил.

- Дедуль, а что ж с авоськой-то не ходите? Зачем за пакеты деньги платите?

- Это с какой авоськой?

- Сеточка такая была, в любом кармашке умещалась…

- Так она с дырочками!


… Видно,  дедок из магазина  носит не буханку хлеба и кило крупы, а секретные боеприпасы, которые нельзя светить через дырочки. Это помойка  по адресу: Партизанская, 117. Хрущёвки, 2-3 кондиционера,  битая-перебитая иномарка - в общем, тут живет средний класс.  На радость социологам, рапортующим  о непрестанном росте доходов населения, валяется несколько  бутылей из-под «Lenor» и коробка от телевизора JVC.

Но - интересная деталь: здесь нет пищевых отходов. Нет остатков еды. На три контейнера - один пакетик с картофельными очистками. Нет даже засохшего хлеба. Если кто не помнит, так я расскажу: лет 20 назад хлеб, к нашему стыду, валялся по всем помойкам. Целое направление было в пропаганде, чтобы усовестить зажравшихся советских людей: «Хлеб - драгоценность, им не сори!»  Вот тогда  наши помойки воняли на всю округу: все, что не умещалось в желудках и прокисало в холодильниках - валилось в помойки. Зачем читать сводки новостей о резком подорожании продуктов, когда можно просто обратить внимание, что в Самаре исчезли помойки.  Теперь это контейнеры «для твердых бытовых отходов».

Что примечательно - ничем не воняют. Вот  британские - воняют.

Половина продуктов питания, которое  производится на британских фермах, выбрасывается, пишет в воскресном номере газета Independent. Как стало известно изданию, примерно 20 миллионов тонн еды ежегодно выбрасывается по стране. Эксперты подсчитали, что около 16 миллионов тонн продукции питания становятся отходами после попадания в дома, отели, магазины, рестораны и на пищевые заводы.

И американские помойки - воняют.  А у этой помойки на Партизанской - хоть садись рядом,  и чай пей. Из чего безо всяких социологических выкладок можно сделать вывод: средний класс в Самаре уже поджался. И еще один вывод, для кого-то спорный, а для меня - однозначный: несмотря на победные рапорты, даже эти, в общем, выстоявшие люди,  сейчас впали в апатию и живут одним днем.  Свидетельство тому - рулоны рубероида, сваленные у контейнеров. Как объяснили мне жители, рулоны в упаковке выбросили, скорее всего,  со стройки магазина «Остап». Рулоны валяются никому не нужные. В былые времена их уперли бы со свистом прямо от «Остапа».  Да мало ли: крышу на даче перекрыть, сарай подлатать…  А сейчас - никому ничего не нужно.

Я обещала вам философские озарения? Шок - обещала?  Все это - в широком ассортименте на помойке для бедных.

  
Артемовская 10.  Сборно-щитовые бараки.
В окнах - тюль, которого нет в продаже уже лет  сорок. Цветы на подоконниках, привязанные к палочкам. На подъездах - реклама пластиковых окон «эконом-класса» со скидками (знают свой контингент!).

Дорожки от подъездов прочищены в одну лопату, видимо, на машинах здесь не разъезжают. Помойка - чистенькие контейнеры на каменном постаменте.

Ну что, ожидаете честную бедность? А вот фигушки вам! Нет, по части коробок из-под  промтоваров здесь туго, и стирают «Лотосом». 
А коробки из-под фирменной пиццы не хотите? А упаковки «Winston» - это вам как? А россыпи  пузырьков  «Актимэль»! А килограммы алюминиевых банок из-под пива!  Не знаю, как вам, а мне достаточно, чтобы схватиться за голову.
Это помойка отчаяния. И не надо социологам рассказывать нам про «рост доходов». Это - «Гуляй, рванина!»  Радоваться «Актимэлю», который вошел в обиход беднейших слоев, значит  ничего не знать о традициях русской жизни. Я ведь читала об этом...Пока русская деревня до первой мировой войны была на подъеме и улучшала производство, крестьяне не покупали белого хлеба и сладостей. Когда во время войны село было разорено, деревня стала покупать сладости. Именно это было признаком катастрофы - крестьянин опустил руки, он потерял надежду купить и лошадь, и молотилку.

Мы -  русские крестьяне, кто во втором, кто в третьем поколении. И эта помойка - символ отчаяния. Им незачем экономить, копить и откладывать. Потому что ни на квартиру, ни на  машину им  теперь накопить невозможно.

Ну, и, наконец - помойка «Элитная», куда простым смертным со свом ведром и соваться нечего. Молодогвардейская,110. «Европейский квартал».


Это там, где «Дикая Орхидея», а на рекламе сытенький мужичок раздумывает, как ему  сфинтить от налогов.
На торце дома перед выездом крупными буквами:
«Коммунизм - это зло.
Коммунизм - это голод.
Коммунизм - это терроризм». Выезжают из дома утром, кто в банк, кто в учреждение,  и идеологически подзаряжаются.

В сам двор без пропуска не войти, не въехать: ограда, сигнализация и охранники… А прямо у ограды, перед парадным входом - помойка. Без контейнеров, валят прямо на снег. Пиво «Левенбрау» - много, бутыли из-под  дорогого вина, шкурки-кожурки. Но главное, конечно, бутылки. Вплотную к помойке приткнулся «Лексус». Ничего, стоит, нос не воротит. Своё, как известно, не пахнет. Не совсем Европа, но уже вполне Бразилия. Но там, в Рио де Жанейро, еще натягивают колючую проволоку, а по периметру ставят пулеметы.

...На этом первую, ознакомительную,  экскурсию по самарским помойкам позвольте считать законченной. Ручаюсь, сегодня, вынося ведро, вы посмотрите на контейнеры совсем другими глазами. «А как же фантастические семейные скандалы, - спросите вы. - Не вижу повода». Будет. И повод будет, и скандалы, когда вы узнаете, что это раньше вы работали «на унитаз», а теперь  должны прирабатывать еще  и «на помойку». Потому что примерно четверть вашего семейного дохода  вы просто выбрасываете на ветер. Но об этом - завтра.

ЧАСТЬ 2

http://www.newsru.com/world/02mar2008/ter.html

бытописательство

Previous post Next post
Up